понедельник, 11 февраля 2013 г.

Владимир Семенов. «Слова мои да прорастут цветами!...»


Николай Колычев. на мой взгляд, на мой слух, — автор едва ли не самых гармоничных стихов, родившихся на мурманской земле. Казалось бы, откуда в этом пареньке, окончившем обыкновенную среднюю (довольно среднюю, не в обиду ей будет сказано) школу в Кандалакше и пересевшем из-за школьной парты за баранку грузовика, — откуда в нём образовался светящийся поэтический голос? Не иначе как по милости Божьей возникают подобные инструменты, заранее настроенные в лад с природой.

Я. склонившись, ловлю руками
Серебрящуюся струю.
Припадаю к реке губами:
То ль целую её,
То ль пью…

И, главное, он чувствует, что масштаб их сопоставим, что любовь их — природы и поэта — обоюдна:


Бегу на улицу. И пусть
В лицо морозный ветер дует.
Замёрз, но на зиму не злюсь.
Раз люб я ей — пускай целует.

Уже первая — еще маленькая, в кассете — книжечка «Цветы и люди», вышедшая в 1987 году. показала лирическую силу совсем ещё тогда молодого Николая Колычева. Он и сам ощутил свою эстетическую власть над предметами. И, посмеиваясь, признавался:

Иной, трудясь и мучась ищет тему,
А мне определенно повезло:
Нет, не в помойку выльется, — в поэму
Вон то, в углу, помойное ведро.

В 1990 году выходит вторая книжка стихов Н. Колычева «Учусь грусть и улыбаться», где слово «учусь» звучит, и правда, довольно часто, но чаще потому, что в те годы всем нам приходилось доучиваться и переучиваться: болезненно затрясло уклад нашей жизни, и разрывы между желаемыми реформами и достигаемыми результатами проходили непосредственно через сердце поэта.

Как подшутила надо мной судьба!
Ведь я из мутной лужи у колодца
Напился веры в то, что жизнь — борьба.
Но жить — куда труднее, чем бороться.
……………………………………………

Идущим по слезам да по крови
Вовек не суждено дойти до счастья.
Не противостоянью, а согласью
Учи меня земля, учи любви.

И здесь же, в этой «учебной» книжке перестроечный лет, мы видим, что учеба идёт впрок, что уже и Колычев наработал духовное право выступить в роли учителя.

Не сравнивайте Родину свою
С иной землёй — то Родина другого.
Не сравнивайте, чтоб не ранить словом
Родившихся на свет в ином краю.
…………………………………….

Когда душа безбрежна и чиста.
То бескорыстно любят, не ревнуя,
Не отвергая красоту иную.
Весь этот мир — большая красота.

В 1993 году вышла книжка «Звонаря зрачок», вобравшая уже в себя и поэтически преображённый трудный опыт колычевского фермерства под Колвицей. Эта книжка была переведена на финский язык, и в 1995 году появилась с параллельно напечатанными текстами: на финском и на русском.

А в 1996 году в московском издательском центре «Россия молодая» было опубликовано как бы «избранное» Николая Колычева (около 200 страниц), подводящее промежуточный итог поэтической работы нашего талантливого земляка.


24 октября ему исполнилось 40 лет. Возраст вполне перспективный, когда человек способен не только продолжить себя в том же творческом ключе, но даже и выточить новый ключ, отомкнуть двери, ведущие в небывалое.
Поздравляем Николая Колычева с юбилеем. Ценим его настоящее и верим в будущее. Тем более, что и сам он верит в животворящую, любящую силу поэтического слова. Ведь это он сам написал ко дню своего рождения:

Пусть надежды листва дрожит.
Обрывается связь с людьми.
Я приемлю и эту жизнь.
Я восславлю и этот мир.

А еще раньше, первое стихотворение, открывающее первый сборник, звучало так:

Уже почти неразличимы краски
И близок час угрюмой темноты,
Но,  солнце помня, светятся, не гаснут
В остывших травах желтые цветы.
Я вижу их за тёмными кустами,
Тепла их отразившая вода…
Слова мои да прорастут цветами,
Такими же,  светящими всегда!
Пусть в сумрак душ прольются добрым светом,
В сердца, уже готовые остыть…
Я знаю, что не лишний в мире этом,
Но хочется необходимым быть…

Будь, Коля.



Полярная правда. – 1999. – 26 окт. – С.3.- (Юбилей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий