Два дня мурманские писатели, литературоведы, филологи, читатели в
говорили о значении поэтического наследия поэта. Среди гостей чтений
был поэт из Череповца, член Союза писателей России Павел Широглазов и
композитор и исполнительница Светлана Сиротина, представившая ряд песен
на стихи Николая Колычева. И хотя в официальной программе чтения
обозначены как областные, на мой взгляд, это событие всероссийского
масштаба. Осознание значения творческого наследия Колычева впереди. На
открытии чтений не только от себя, но и от лица правления Союза
писателей России поблагодарил организаторов чтений за важное начинание,
а также прочитал статью-доклад о значении творчества Николая не только
для Кольского Севера, но и для всей русской литературы. Представляю
читателям вышеупомянутую статью.
| Алексей Полубота, секретарь Союза писателей России |
Алексей Полубота. Николай Колычев – певец заполярной РусиВ самом созвучии названия полуострова Кольский и фамилии Колычев
есть что-то неслучайное. Тут по аналогии можно вспомнить Есенина, чья
фамилия в древнерусском языке значила осенний, и как мы знаем, именно
тема осеннего увядания, сопряжённая с увяданием человеческим, стала
одной из главных для Сергея Александровича. Так и тема Кольского Севера, человека в суровом и могучем краю стала
краеугольной для Колычева. Что характерно именно для Колычева – он
отображал человека на изломе двух эпох. Поэт при этом сам очертил те
пределы, где он точно останется навсегда своими стихами и песнями.
Теперь уже очевидно, что душевная и духовная привязанность Колычева к
Кольскому краю была условием его существования как поэта. … Ты, Север, бил меня, но разлюбил ли я
Сугробы – в рост, деревья низкорослые?..
Колючим именем, своей фамилией
Прописан я на Кольском полуострове. И потому душа моя хватается
За край, очерченный двумя пределами
От моря Белого – до моря Баренца,
От моря Баренца – до моря Белого. В родной земле не много надо места мне
Но там, где крест – не всё ещё кончается…
Останусь строчками, останусь песнями
От моря Белого – до моря Баренца. | Николай Колычев и Алексей Полубота |
Лучшие русские поэты в 20 веке самые проникновенные стихи посвящали
не вообще России, а именно своей малой родине. В их поэзии проступали
зримые приметы Рязанщины, Вологодчины, Смоленщины, Владимирщины,
Тверского края, Подмосковья. Пожалуй, Колычев, был первым поэтом, кто
столь ёмко отобразил, ввёл в русскую литературу Русь заполярную. Для
него Кольский край не был экзотикой, местом заработка или заключения,
например, как для Шаламова Колыма. Колычев был прирождённым северянином
и как никто чувствовал заполярную природу, а главное сумел воплотить
её величие и своеобразие в слове. В массовом представлении полярная
ночь – мрак и беспросветность. А Колычев написал одно из самых светлых
своих стихотворений об этом времени года. Так мог прочувствовать и
написать только Северянин. Ах, полярная ночь!
То ли сон, то ли царство бессонное,
Тихий свет полыньи, называемой всеми «луной»
Васильковые россыпи звезд. Небеса черноземные.
И земля, как пречистое небо, светла подо мной. Никому ничего не хочу объяснять и доказывать,
Надо просто, забыв о земном, в эту высь посмотреть.
И прозреет душа, и поймет непонятное разуму:
Почему небеса называются в Библии – «твердь».
| Вера Леонидовна Колычева - ведущая Первых Колычевских чтений |
| Череповецкие гости "Колычевской осени" - поэт Павел Широглазов и бард Светлана Сиротина |
И это свойство колычевской поэзии важно не только для северян или
людей, побывавших тут и влюбившихся в Кольский Север. Это важно для
укрепления Кольского Севера в едином национально-культурном
пространстве русского народа. Ведь пока тот или иной край не
зафиксирован в художественном сознании и наследии народа, осваивающего
этот край, народ не может до конца считать его своим. И в этом случае
появление Колычева – это тоже закономерное явление. Он как бы стал
венцом на определённом этапе развития мурманской поэзии. Понятно, что
культурно-поэтическое освоение русскими кольских просторов шло с первых
сложенных здесь поморами песен, бывальщин, сказов, поговорок. С
конца 19 века о Мурмане пишут и уже поэты в классическом понимании этого
слова, как например Константин Случевский. Но это всё же лишь взгляд
гостя на кольскую экзотику. Иван Сергеевич Соколов-Микитов в своём
поэтическом очерке «Осень в Чуне» пишет о том, что Кольский край пока
ещё ждёт своего певца, выразителя своей красоты.
Потом было поколение молодых поэтов, рождённых в начале 20-го века,
пытавшихся пустить поэтические и вообще литературные корни на Кольском
полуострове. Это Константин Бельхин, Константин Баёв, Александр
Подстаницкий с его знаменитым «Мурманск, город мой широкоплечий». Все
они, как известно, к сожалению, не смогли в полной мере развить свой
поэтический дар, погибли молодыми на фронтах Великой Отечественной
войны. Несколько поэтических шедевров о нашей земле написали
приезжавшие сюда в годы войны писатели. В первую очередь Павел Шубин,
Константин Симонов, Николай Букин. Но опять же, это был взгляд несколько
со стороны.
И только, начиная с середины 20-го века, происходит полновесное
художественно-поэтическое освоение Кольского края. Причём, что
интересно, оно идёт не только на русском, но и на саамском языке.
Появляются на северной земле поэты, которые уже считают себя и своё
творчество неотъемлемой её частью. Это и Виктор Тимофеев, и Владимир
Сорокажердьев, и Аскольд Бажанов, и Октябрина Воронова, и Владимир
Семёнов, и другие поэты. Пожалуй, наиболее много сделал в этот период
для укоренения русского поэтического слова на Кольском Севере своим
творчеством и переводами Владимир Александрович Смирнов. Достаточно,
вспомнить его «Иван-чай». Земля Поморья холодна. Когда я грешный мир покину Цветов нездешних семена Не сейте на мою могилу. В этом смысле я бы назвал Смирнова и всех перечисленных авторов в
некотором роде предтечей Николая Колычева. Но именно Николай
Владимирович, чьё поэтическое становление пришлось уже на конец 20-го
века, смог в своём творчестве аккумулировать достижения
предшественников и поднять кольскую поэзию на новую высоту. В его
стихах образы заполярной природы уже становятся как никогда
естественны, поэт как бы дышит ими, свободно переплавляя своё северное
мировидение в стихи.
Примеров этого можно приводить бесконечное множество. Напоследок
приведу хорошо известные северянам строки, которые мог написать только
поэт, который через любовь к своей малой родине поднимается до любви ко
всей России. Мурманск – это взморье и взгорье,
Берег – негде спрятаться лжи.
Скалы обрываются в море
Резко и внезапно, как жизнь. Мурманск, я твой мытарь и пленник!
Вязью всероссийских дорог
Долгий смутный путь поколений
За моей спиною пролёг. Страшно у предела бессилья,
Горько – до чего мы дошли!
Вижу всю больную Россию
С края, от начала земли. Я стою, с трудом понимая
Тяжесть непонятной вины.
Это – край дошедшей до края,
Некогда бескрайней страны. | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий