Ирина Нараева.
Обнаружила очень интересную, серьезную научную работу по лингвистике
ученицы 8 класса (2007-2008 уч.год) североморской средней школы №10
Ирины Нараевой (научный руководитель Опехтина Татьяна Александровна).
Спасибо за подсказку ЛИТО "Лебедь" из Набережных Челнов.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
1. Основная часть. Односоставные предложения в лирическом сборнике Н. Колычева «Учусь грустить и улыбаться» …………………………………………………………...
Глава 1. Односоставные предложения. Краткая справка……………………………………
Глава 2. Своеобразие стихов Н. Колычева.
1.1. Биографическая справка………………………………………………………...
1.2. Роль односоставных предложений в лирике…………………………………..
Глава 3. Семантический анализ односоставных предложений в сборнике поэта………………………………………………………………………………………………..
3. Заключение…………………………………………………………………………………...
Введение
Цель работы:
Проверить верность утверждения, что односоставные предложения играют важную роль в художественном тексте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить основные группы односоставных предложений, используемых Николаем Колычевым в сборнике стихов.
2. Обобщить собранный материал по семантическим критериям.
3. Описать смысловые преобразования односоставных предложений в тексте.
Предмет исследования: сборник стихов Н. Колычева «Учусь грустить и улыбаться».
Объект исследования: различные типы односоставных предложений в поэтическом тексте.
Гипотеза: односоставные предложения несут большую смысловую нагрузку, выявляя авторскую философскую позицию.
Методы:
- наблюдение
- сплошная и фрагментарная выборка
- контекстный анализ
- статистика
- обобщение и систематизация
Актуальность:
Работа актуальна, так как полученные результаты исследования лучше помогают понять особенности художественного мира Н. Колычева.
Глава 1. Односоставные предложения. Краткая справка
Односоставные предложения в стихотворениях Николая Колычева
Одной из основных тем в программе по русскому языку в 8 классе является тема «Односоставные предложения». На уроке, посвященном роли таких предложений в речи, мы узнали о том, что односоставные предложения особое место занимают в художественной речи. Меня заинтересовало это утверждение, и я решила проверить его на каком-нибудь стихотворении или в творчестве определённого поэта. Лично мне очень нравится поэзия Николая Колычева, на его произведениях мы и решили проверить данное утверждение.
Односоставные предложения.
Краткая справка.[3;61]
Односоставные предложения – это особый структурно-семантический тип простого предложения. В них имеется один грамматический состав. Предикативность, присущая любому предложению, в односоставных предложениях получает выражение в одном главном члене, который и называет предмет, явление, действие, и с помощью форм слов и интонации определяет его отношение к действительности.
Наличие в односоставных предложениях только одного из главных членов – специфическая особенность предложений данного типа. Другой же главный член и не восстанавливается, и не подразумевается – в этом отличие односоставных предложений от неполных.
К односоставным относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, номинативные. Каждый из этих типов предложений имеет свои структурные и смысловые особенности, разновидности, сферу распространения и стилистического использования. Односоставные предложения могут выступать и как самостоятельные и входить в состав сложных предложений.
Определённо-личные предложения
Определённо-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в личной форме, указывающий на определённое действующее лицо. Например: Сидим вместе в санях. Грызём крупные семечки. (Песков.)[3;62]
Определённо-личные предложения типичны…особенно для диалога. [2;77]
Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени и указывает на действие, совершаемое неопределёнными лицами: В Петровском ставят дом Ганнибалов (из газет). Производитель действия в них не обозначен, так как здесь важно подчеркнуть неопределённость действующего лица, однако его отсутствие не создаёт неполноты предложения. [3;63-64]
Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личными предложениями называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица единственного числа (реже – в других личных формах) настоящего или будущего времени и обозначает действие, которое в равной мере относится или может быть отнесено к любому лицу, то есть к обобщённому лицу: Ласковым словом и камень растопишь (пословица). [3;65]
Безличные предложения
Безличными предложениями называются односоставные предложения, главный член которых – сказуемое – обозначает действие или состояние независимо от производителя действия (или носителя признака): Мне в лицо дохнуло льдом. (Яковлев.) [3;66]
Безличные предложения являются самым употребительным видом глагольных односоставных предложений. [2;83]
Номинативные
Номинативными называются односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений и состояний: Полночь. Мгла и ветер. (Н. Грибачёв.) [3;71]
Назывные (номинативные) предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе)…С их помощью писатели…обычно в начале своих произведений… очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку… [4;96]
Применение односоставных предложений в русской поэзии довольно распространено. На примере стихотворений нашего северного поэта Николая Колычева мы попытаемся раскрыть основной вопрос нашей работы: «Какова роль односоставных предложений в его произведениях?»
Глава 2. Своеобразие стихов Н. Колычева
Биографическая справка
НИКОЛАЙ КОЛЫЧЕВ
Николай Владимирович Колычев родился 24 октября 1959 года в Мурманске, а учился и работал – в Кандалакше. Он – автор пяти поэтических сборников, вышедших в Мурманске и Москве. [6]
Колычеву присущ очень выразительный, образный язык. Поэт находит красоту в обыденном, привычном всем нам. Казалось, все мы видим то же, что и он, а вот слов таких - не находим. При этом – любое из слов, используемых Колычевым, значимо.
Почему он пишет так? Видит мир по-другому? Да нет, пожалуй. Все мы, живущие в это время, замечаем и «холодную плоть камней», и «вздыхающую сосну», и «кроны туч на стволах дождей», и плачущие ягодами поляны. Однако, для того, чтобы ТАК показать природу, ТАК выразить окружающий мир, нужно быть Николаем Колычевым. [5]
Чем же ещё своеобразны стихи Колычева? Поэт широко использует односоставные предложения в своём творчестве. Они идеально подходят для выражения эмоций оригинальным, неординарным способом. Например, определённо-личные предложения помогают сделать стихотворение динамичным, т.к. всё внимание в них сосредотачивается на действии, самом важном лично для отдельного человека- автора. Само название сборника «Учусь грустить и улыбаться» представляет собой односоставное определённо-личное предложение, что предполагает живой, доверительный диалог автора со своими читателями («Определённо-личные предложения присущи живой разговорной речи»). А с помощью безличных предложений поэт может придать стихотворению обобщенный, философский смысл, важный для всех людей, а подчас и оттенок стихийности, фатальности.
Глава 3. Семантический анализ односоставных предложений в сборнике поэта
Мы рассмотрим некоторые стихи Николая Колычева на предмет использования в них односоставных предложений.
* * *
Ошибаться не грех, только наши ошибки нам в прок ли?
За спиной на дороге не скоро уляжется пыль…
И взглянул я назад. И неясное прошлое проклял.
И грядущее этим поспешным проклятьем убил.
Всё проходит, но память жестока и неумолима,
Ничего не исправить в былом, ничего не забыть.
Я теперь понимаю, что слишком хотел быть любимым,
Потому и не мог до сих пор бескорыстно любить.
Я теперь понимаю, что нет абсолютного знанья,
Что великая мудрость подобна схожденью с ума,
Я теперь понимаю, нельзя перестраивать зданье,
Если жить больше негде, а в двери стучится зима.
Я теперь понимаю, что нет абсолютного счастья,
А тем более счастья, построенного на крови…
Я не верил во власть, а теперь я не верю в безвластье,
Я не верил в любовь, а теперь не могу без любви.
В этом стихотворении большое количество (7) безличных предложений. Например:
«Ошибаться не грех, только наши ошибки нам впрок ли?» Возникает вопрос «зачем»? Зачем поэту «пронзать» всё стихотворение одним типом односоставных предложений? Что даёт это ему? Вчитаемся ещё раз в строки стихотворения: как расположены эти предложения, нет ли у них какой-то особенности? И видим: безличные предложения «рассредоточены» по всему произведению, нет ни одной строфы без него, само стихотворение начинается с такого предложения. Значит, автор это сделал не просто так? Может быть, Николай Колычев хотел призвать читателя к совместному осмыслению данной проблемы, делая свои рассуждения обезличенными, присущими «мне», «тебе» - каждому человеку? А если учесть и то, что смысл произведения носит явно философский характер, то открывается ещё один секрет стихотворения: односоставные безличные предложения соседствуют с двусоставными, в большинстве своём с подлежащим, выраженным личным местоимением «я», что придаёт стихотворению особое звучание, особую прочувствованность, откровенность, даже обнаженность души поэта. Более того, всё стихотворение построено на отрицании, отрицании в личном плане (я не верил, я не могу, я не верю, не скоро, неумолима…), переходящем в план общечеловеческий, выраженный в форме односоставных предложений (ошибиться не грех, ничего не исправить, ничего не забыть, нет абсолютного счастья, нельзя перестраивать счастье, если жить больше негде…).
Примером такого «соседства» безличных предложений с предложениями другого типа может стать следующее стихотворение поэта:
*** [1;15]
По жизни нас ведут заботы наши.
Покинув дом, просящийся на слом,
Из полудеревянной Кандалакши
Удрал я в шлакоблочное село.
Философ говорил, что жизнь – вода,
Она любой объём заполнит полный.
Отцы из сёл бежали в города,
А сыновья из городов – по сёлам.
Скажи «село» - встаёт стереотип:
Избушечки с убогим божьим храмом.
Но оказалось – больше десяти
Домов с комфортом,
сельский клуб – под мрамор.
И я смотрел на эти этажи,
Смекая: вот удача для поэта!
Ведь то село, в каком я буду жить,
Ещё никем, пожалуй, не воспето.
Итак, живу в селе без лошадей,
Где не скрипят по зимнику полозья.
Как будто кто-то городских людей
Шутя, с домами, прямо в лес забросил.
Но город – это хор, огромный хор,
В котором каждый голос не расслышишь.
Здесь меньше нас и мы друг другу ближе…
А близким людям не прожить без ссор.
Узнать захочешь: кто в кого влюблён,
Кто пьяный был вчера, а кто трезвый, -
Постой у магазина в день завоза –
И будешь ты во всём осведомлён.
От зорких глаз не спрячешься в углу.
Захочешь что-то утаить – без толку.
И сплетни долго бродят по селу,
Как прежде, говорят, бродили волки.
Пусть сплетницы мне промывают кости!
Добрее здесь вечерних окон свет.
Я в городе не знал, кто мой сосед,
А здесь могу зайти к любому в гости.
Живу! Дружу и ссорюсь. И прекрасно,
Что нас не гложет отчужденья ржа.
Ведь если жизнь продляет чьё-то «здравствуй»,
То будем жить мы дольше горожан.
И пусть дела в селе идут на лад,
Растут дома и подрастают дети…
Сберечь бы сельский жизненный уклад.
Хотя, пожалуй, можно и без сплетен.
В этом стихотворении определённо-личные предложения (например: «Дружу и ссорюсь», « Узнать захочешь…») соседствуют с безличными (например: «И прекрасно», « а близким людям не прожить без ссор»).
Умелое сочетание безличных и определённо-личных предложений в полной мере показывает нам чувства автора, расширяя план личных переживаний поэта, переводя его в план общий, понятный и близкий любому из нас.
У Колычева есть и такие стихотворения, в которых используется лишь один вид односоставных предложений. Например, в данном стихотворении («Задушевная беседа») используются из таких предложений только безличные: «Жаль, не разобрать слова», «Что ж, похожа, спору нет».
*** [1;17]
Задушевная беседа –
Тет-а-тет, к лицу лицо.
На диване – внучка с дедом,
Дочь моя с моим отцом.
Как мне их беседа люба!
Жаль, не разобрать слова.
Три всего у деда зуба,
А у внучки – только два.
Деда маковка – ни прядки,
Внучка – тоже без волос.
У ребёнка даже пятка –
Ну точь-в-точь как дедов нос.
Дед не хвастаться не может,
Он такой тщеславный, дед.
- Внучка на меня похожа!... –
Что ж, похожа, спору нет.
*** [1; 18]
Запретный плод извечно сладок.
Мы, люди, падки на грехи.
Не жгла бы мать моих тетрадок –
Вовек бы не писал стихи.
- Сынок, ведь мы простые люди,
Не надо нам «высоких сфер»… -
Мечтала мать о сыне: «Будет
Механик или инженер».
Отец поглядывал угрюмо
И мне бросал порою зло:
- Каким заняться делом – думай,
А это, брат, не ремесло.
Мой сын – писака?! Это – слишком… -
Но только вечер на порог –
На кухне нам читал он книжки
Иль пересказывал, как мог.
И не узнаешь человека –
Иные жесты и лицо…
Рос я, росла библиотека
Из книг, прочитанных отцом.
Поэтом может стать не каждый.
Но я желание таю,
Что б кто-нибудь, хоть раз, вот так же
Прочёл бы книжицу мою.
Как знать, на счастье, на беду ли
Ты жгла мои тетрадки, мать…
Куплю-ка дочкам я кастрюли –
И запрещу их в руки брать.
В этом стихотворении также преобладают безличные предложения. И опять они соседствуют с односоставными определённо-личными (в основном). Последние передают личные переживания поэта, а безличные в данном стихотворении выражают народное представление о предмете спора между поэтом и его родителями, думающими, как все родители, и желающими своим детям правильно выбрать свой путь в жизни: «Каким заняться делом - думай», Не надо нам «высоких сфер», Мечтала мать о сыне: «Будет Механик или инженер».
Есть у Николая Колычева стихотворения, где встречаются все виды односоставных предложений. Например, стихотворение «Больно!»:
*** [1;51]
- Больно! –
Это меня от корней
Отрезают пилою хрипатою.
- Больно! –
Дерево веры моей
Зашумело, качнулось и падает.
- Ой, родные! –
Но в горле слеза
Гасит возглас,
И слышится:
«Выродки!»
Там, где прежде стояли леса,
Нынче только обрубки да вырубки.
Мать-природа… Поруганный труп…
Боже, лучше не видеть мне бы,
Как насилуют тысячи труб
Воду, землю, леса и небо!
Как исправишь теперь? Как вернёшь?
Больно! Больно!.. И души кровим мы,
Обдирая присохшую ложь
Уверений, что всё поправимо.
Остаётся наглая беда,
Остаётся виновность убийцы…
Если это уже никогда
Не исправится – пусть не простится.
Назывные предложения представляют собой не просто названия предметов речи, констатацию этих предметов, но и содержат в краткой фразе («Мать-природа…Поруганный труп…» или в обращении («Ой, родные!», «Выродки!») оценку названному. Определённо-личные («Как исправишь теперь? Как вернёшь?») – это крик души поэта о невозможности изменить произошедшее, сделанное руками человека. Неопределённо-личное предложение («Это меня от корней отрезают пилою хрипатою») лишает человека лица, личности за его бесчеловечный поступок. А безличные предложения выражают не просто чувства, а физические ощущения автора от происходящего («Больно!», «Лучше не видеть бы мне…») и вывод- проклятие этим нелюдям («…пусть не простится»). Ощутить физическое страдание автора помогает и повтор безличного предложения («Больно!»), звучащий рефреном в данном стихотворении 4 раза. Нельзя не отметить и то, что открывает размышление-обращение поэта к читателю односоставное безличное предложение-крик, выражающее основное чувство поэта в данном стихотворении («Больно»), и заканчивает его безличное предложение- выдох («…пусть не простится»).
Или другое:
***[1;63]
Тучи, словно корабли печальные,
Надо мной проносит ветер вдаль.
Я забыл, откуда я отчалил.
Я забыл, зачем плыву, куда…
Мне давно уже ничто не страшно,
Мне давно не радостно нигде.
Я у лужи с лодочкой бумажной,
Как пацан, хочу теперь сидеть.
На дороге, осенью простуженной,
Разобью ногою тонкий лёд…
Неужели дальше этой лужи
Лодочка моя не уплывёт?
Лужица да лодочка… Идиллия!
Но, прохожий, не завидуй мне.
Запустил бы целую флотилию –
Подходящих луж в округе нет.
Лодочка блуждает, как слепая,
Натыкается на кромку льда.
Я сижу у лужи. Вспоминаю
Свой маршрут:
«Откуда и куда?..»
3 безличных:
«Мне давно уже ничто не страшно…»
«Мне давно не радостно нигде».
«Подходящих луж в округе нет».
2 определённо-личных:
«…Разобью ногою тонкий лёд…»
«Но, прохожий, не завидуй мне».
2 назывных:
«Лужица да лодочка…»
«Идиллия!»
1 неопределённо-личное:
«Запустил бы целую флотилию…»
Безличные предложения передают состояние опустошённости, разочарованности в жизни. Определённо-личные, приобретая несвойственную им функцию, передают состояние неуверенности лирического героя, поэтому совершенно логично далее идёт неопределённо-личное предложение, предшествующее безличному, разбивающему все несбыточные надежды.
***[1;42]
Гримасы корчит синегубый лёд.
И нет дорог – повсюду бездорожье.
Расчавкался апрель – снега жуёт,
Жуёт, а проглотить никак не может.
Он бросился мне в ноги у крыльца,
Он шепелявит сбивчивую тайну,
Мусоля мысль… И мысли нет конца,
И нет конца невнятным бормотаньям.
Я знаю, так звучит стихов строка,
Пока не станет высказанным словом.
Из этих нитей соберётся ткань…
Узором нитей вышьется основа.
С годами всё понятнее. Увы!
Чем звук ясней – тем меньше тайны в звуке.
Цепной кобель пронзительно завыл…
От скуки? Нет, пожалуй что о суке.
Я слушаю, боясь: а вдруг пойму
Весь мир.
И каждый в нём – хорош ли, плох ли…
Как страшно мудрым стать! Ведь ко всему,
Что слышит разум, наше сердце глохнет.
Так пусть апрель бормочет и хрипит,
Пусть поцелуйно чмокается слякоть.
И пусть собака воет на цепи,
Боясь, чтоб я не разучился плакать.
Здесь 6 безличных предложений - любимый тип односоставных Н. Колычева. И опять философский смысл - главное в этих предложениях.
«И нет дорог…».
«И мысли нет конца…»
«…И нет конца невнятным бормотаньям».
«С годами всё понятнее».
«… тем меньше тайны в звуке».
«Как страшно мудрым стать!»
Но в этом стихотворении Колычев использует один своеобразный художественный приём: предложения с «отрицательным» значением у него выражают положительные чувства, а «положительные», наоборот, – отрицательные. Но заметить это можно только при внимательном прочтении стихотворения.
*** [1;58]
Она приходила с работы,
Устало бросала ноты.
И в зеркало долго глядела:
«Осунулась, похудела…
Такая…
Ему нужна я?..
Нужна я ему?
Не знаю…
Уж сумерки, делать нечего…
Придёт ли сегодня вечером?»
С работы бежал домой он
И долго мыл руки с мылом.
А после, у зеркала стоя,
Кричал в него:
«У! Рыло!
Громоздкий и неуклюжий…
На черта я ей нужен!..»
Она его так любила
За то, что большой и сильный,
За то, что ромашки дарил он,
Которые пахли бензином.
Стучите друг другу в двери,
Нельзя зеркалам верить.
Здесь прослеживается характерный для поэта приём постановки рядом двух односоставных предложений: определённо-личного с обобщённо-личным значением - обращения автора ко всем людям («Стучите друг другу в двери…») и безличного- совета- предупреждения от ошибки («Нельзя зеркалам верить…»).
Этот же приём мы можем наблюдать и в следующем стихотворении:
*** [1;10]
Нет, тайну не изгнать с моей земли.
В рассветной зыби, в полумраке чащи
Мне видится прекрасный строгий лик
Меня хранящей, на меня глядящей.
Во всяком проявленье красоты
Я нахожу о ней воспоминанье,
Узревшему хоть раз её черты
Вовеки ложь глаза не затуманит.
Я ею зрим под солнцем и звездой,
Я ею зрим в безлюдье и на людях.
На мне печать – печаль и мудрость той,
Которая и милует, и судит.
Пусть в час, когда беды роняю тень
В прекрасный отсвет вечного лица я,
Она не защитит от злых людей,
Зато от злобы на людей спасает.
И если в полночь, обрывая сон,
Бессонница в окно моё стучится,
Тьму рассекает ясное лицо,
Сроднившееся с телом огнепёрой птицы.
И я стою, колена преклоняя,
Единственной мольбе внимая с мукой:
«Убереги! Не искази меня!
Чтоб мне сберечь твоих детей и внуков».
У Колычева есть одна особенность написания стихотворений: достаточно часто он либо начинает, либо заканчивает своё произведение безличным предложением, будто готовя нас или делая вывод, заключая в этих предложениях основную мысль стихотворения.
Хорошим примером использования назывных предложений может послужить стихотворение Колычева «Природы ласка…»
*** [1;12]
Природы ласка…
Нежная краса.
На ветках ожерелья из жемчужин.
Уходит снег обратно в небеса,
Бегут ручьи, спеша собраться в лужи…
Ручьи, ручьи…
Мне ваш напев знаком,
Мне столько раз вот так же петь хотелось!
Иль, словно лист, зелёным языком
Вылизывать из неба хмурь и серость.
Неудержим к цветению разбег,
Не молкнет звонкий луч в живом кристалле
Воды.
Её земле оставил снег…
Что я земле взамен себя оставлю?
Здесь Колычев использует и назывные (бытийные). Данный тип односоставных предложений «широко используется в художественной литературе… вводя читателя в живую картину изображаемой действительности». [4;97]
Именно это мы и наблюдаем в стихотворении. Они рисуют картину весны лаконично, ёмко. Для Колычева весна- это «ручьи», «звонкий луч», «лист с зелёным языком». Всему этому «разбегу к цветению» он даёт точное и верное определение назывным предложением: «Природы ласка…нежная краса».
Заключение
Мы проанализировали книгу стихотворений Н. Колычева «Учусь грустить и улыбаться». При подсчёте односоставных предложений из всех стихотворений выявили, что:
1. односоставные предложения составляют 35% от количества всех предложений (предикативных частей) в данном сборнике;
2. неопределённо-личных в сборнике – 33 (9%), назывных – 53 (14,5%), определённо-личных – 107 (29,3%), безличных – 172 (47,1%).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Лингвистический анализ помогает понять авторскую жизненную позицию.
2. Односоставные предложения играют важную роль в поэтическом тексте.
3. В сборнике стихов приоритетную роль играют безличные предложения: они придают им философский характер.
4. Сочетание безличных и определённо-личных предложений расширяет план личных переживаний поэта, переводя его в план общий, понятный и близкий каждому из нас.
5. Назывные предложения представляют собой не просто названия предметов речи, констатацию этих предметов, но и содержат в краткой фразе оценку названному.
6. Неопределённо-личное предложение показывает, что человек может быть наказан за свой проступок обезличиванием.
7. Безличные предложения могут выражать не только чувства, а физические ощущения автора от происходящего, помогают ощутить физическое его страдание.
Материалы, полученные при исследовании можно использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях.
Список использованной литературы
1. Сборник стихотворений «Учусь грустить и улыбаться»/Н. Колычев;
2. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов;
3. Современный русский язык. [В 2-х частях]. Часть 2. Под редакцией Д. Э. Розенталя.
4. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
5. Интернет-сайт https://nikolaykolychev.blogspot.com/ (в оригинале указан не существующий с 2013 года сайт lukicheva.narod.ru)
https://project.1sept.ru/works/562467
Славная работа. Заставляет задуматься и перечитать стихи... (тоже односоставные предложения)))
ОтветитьУдалитьРада, что заметили
Удалить