понедельник, 14 сентября 2020 г.

Шевченко Н.А. Тема поэта и поэзии и ее лексическая репрезентация в стихах мурманского поэта Н.В.Колычева

Рассматривается тема поэта и поэзии в творчестве известного мурманского поэта Н.В. Колычева. Анализируются лексические средства воплощения образа поэта, семантическое поле «Поэзия».

Ключевые слова: поэзия Н.В. Колычева, тема поэта и поэзии, художественный образ поэта, семантическое поле «Поэзия».

Тема поэта и поэзии традиционна в творчестве русских поэтов. Это обусловлено стремлением осознать себя как творца, осмыслить значение своих стихов в собственной жизни и литературном контексте. в филологии названная тема неоднократно рассматривалась на материале творчества авторов Х1Х-ХХ вв. Современные исследователи также обращаются и к этой теме, и к художественному воплощению образа поэта, и к проблеме функционирования лексемы поэт [1; 6; 7].

Николай Владимирович Колычев (1959-2017) - известный мурманский поэт, член Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России (2009 г.). Признанному мастеру поэтического слова Н.В. Колычеву также не чужды размышления о роли поэта в мире, о своем призвании.

Целью данной статьи является анализ лексических средств воплощения образа поэта в стихах Н.В. Колычева. В связи с этим важно рассмотреть характерные черты этого литературного персонажа.

В ряде произведений Н.В. Колычева в символической форме определено место поэта в мире. Стихотворение «Устами ста дорог свистят пустоты века...» [5] представляет поэта одним из многих живущих на земле. Автор рисует безрадостную картину существования человека в современном мире. Аллегорический пейзаж планеты пугает своей безнадежностью. В мире царит вселенская пустота, все в прошлом, все погружено в вековой сон и забвение, и на этом фоне растерзанный, ослепший человек горько сожалеет о гибели Слова. Таков удел настоящих поэтов: непонимание, забвение, поругание. Поэт - это вчерашний человек, у него нет будущего.

В диптихе «На земле, где кончается все» также дана картина гибели мира. В первом стихотворении появляется «хрипящий пророк», предвещающий голод, смерть разума, превращение человека в зверя и его смерть. Но, как известно, нет пророка в своем отечестве, и здесь он не был услышан:

Но никто не хотел отвечать
И спасать обреченный народ [3, с. 209].

И далее (второе стихотворение) на землю приходит смерть. Мы слышим стоны потерявшей сон ночи, видим появление огнедышащего зверя. Повторяющаяся с небольшими изменениями строка «На земле, где кончается все» -  трагический рефрен этих мрачных стихов.

В пророке Колычева угадывается поэт. Если провести параллель с пушкинским пророком, то можно утверждать, что «глаголом жечь сердца людей» современный пророк не будет, потому что умирает вместе со всеми.

Современный мир не несет радости и вдохновения, это угнетает, и Н. Колычев пишет о муках рождения стихов и даже об их гибели и похоронах. Надрывно звучит признание «недопоэта, изрыгнувшего стихов недоноски»:

Думы о всечеловеческой гибели
Больше не можется в сердце вынашивать
(«Похороны стихов») [5].

Стихотворение «Скоро свет отключат за долг...» помещает поэта - самого автора — в современную бытовую обстановку. устало автор сетует на трудности жизни, обреченно и спокойно предполагает, что не выживет в таких условиях.

А потом от бытовых деталей мысль поэта устремляется к обобщениям, рассуждениям с оглядкой на вечность. С христианским смирением автор пишет:

Все приму - позор, тюрьму, суму...
Вся Россия корчится и мается.
Те, кто прожил эту жизнь без мук,
Добрым словом разве поминаются? [3, с. 205].

Стихи спасают поэта, оторвавшись от быта, от жизни, они устремляются в небо:

Здесь стихи восходят к небесам
По горам
Камней,
В поэтов брошенных [Там же].

Это спасительное восхождение оставляет читателям светлую радость и надежду.

Свой портрет как поэта, свое видение поэта Н. Колычев дает в стихотворении «- Ну, о чем ты можешь написать?..» [2, с. 21]. Каким же должен быть поэт? Не «сверхбезгрешным», не идеально выбритым, он вообще не должен быть идеальным, потому что он живой человек, как все окружающие, вот только обладает талантом писать хорошие стихи. Здесь автор продолжает размышления о своих предшественниках, вторит, в частности, Пушкину (ср. пушкинское «Пока не требует поэта...»), противопоставляя повседневную жизнь поэта его занятию творчеством, отрывающему от быта и возвышающему творца над обычными людьми.

Поиски своего места в мире, осмысление роли поэта и поэзии составляют содержание

ряда других стихов. Автор признается, что не может жить без стихов, в которых ему необходимо, «выплеснув душу - высказаться», при этом он спрашивает у самой Поэзии:

Скажи, Поэзия, ты Дар Божий
Или кара небесная? [5].

Нелегка доля поэта, люди, к которым он обращается, жестоки, но все равно:

Хочет душа перетечь в Слово.
Ищет душа, как ей стать чище
(«Еще о Поэзии») [Там же].

Значит, все-таки дар Божий, и поэт молит Бога о помощи на поэтическом поприще: «Господи, выведи в Слово!» («В Слово») [Там же].

Поэзия, по мнению Н. Колычева, должна сделать мир лучше, но в стихотворении «Смерть каждому готовит пьедестал...» он разочарованно признается, что «лучше мир не стал, / А значит, не был миром я услышан».

Да будет надпись, как итог судьбе,
Над местом тем, где буду упокоен:
«Я памятника не воздвиг себе,
Поскольку не был я его достоин» [4, с. 61].

Автор строго судит себя, но он ли виновен, что не был услышан людьми?

Есть у Н. Колычева и стихи другого плана, в которых он пишет о поэтах-современниках, поэтах-друзьях. Так, стихотворение «Дорогие мне люди уходят из жизни в меня» [3, с. 218- 219] посвящено ушедшим из жизни мурманским поэтам. Он вспоминает их добрым словом, запечатлевая несколькими штрихами их облик, каким он запомнился при жизни. Так, Октябрина Воронова «в одеждах оленьих над полем встает», «серебряной птицей взлетает» Евгений Гулидов. Автор просит прощения у Владимира Смирнова за то, что не успел построить для него баню, печалится от укоризненного взгляда Виталия Маслова. И так проходят перед читателем известные северные поэты - близкие автору люди.

Этот мотив утраты друзей-поэтов, осознания вины за недосказанность слов любви и признательности при их жизни продолжается в ряде произведений. В них при общей эмоциональной тональности грусти от утраты, сожаления от невозможности вернуть былое («И горечь набухала в горле комом»; «Ну, почему мы, люди, неизменно, / Лишь только безвозвратно потеряв, / Вдруг познаем утраченного цену!»)

Лишь в отдельных словах намечается тема поэта, когда читатель понимает, что речь идет именно о поэтах. Так, в стихотворении «Сквозь сон далекий голос разбудил...» говорится:

Глаза друзей с мемориальных плит
Глядят на грешный мир мудрей и строже [Там же, с. 221].

В стихотворении «Небо, тяжко вздыхая, глядит на усопшую землю...» автор снова говорит о тех, «кого знал и любил», но кого больше нет, и поэтому:

В безвозвратное лето плывут золотые страницы
Ненаписанных книг, неродившихся, лучших стихов [Там же, с. 226].

Маленькое стихотворение «Прощай, листва. Прощайте, птицы...» - одно из лучших произведений Н. Колычева о поэтах. Противопоставляя земле небо, куда стремится душа, автор находит необычный образ, представляющий поэтов частью природы:

Не проклиная мир нелепый,
увязший в безнадежной мгле,
Поэты выпадают в небо,
Когда им тяжко на земле [там же, с. 228].

Снег падает на землю, а поэты стремятся в небо («Земля - снегов успокоенье, / А небеса - земля души»), и поэтому они незабвенны и бессмертны.

Другие стихи посвящены великим русским поэтам. Н. Рубцов и С. Есенин, близкие автору по духу, описаны в трагических изломах своей судьбы. Вот Н. Рубцов старается «над мирскою суетою» увидеть Вечное, и его поэзия, уйдя «от зла и лжи, сочувствия и укоризны», осталась читателям России светить как «звезда полей» (в стихотворении «Рубцов» автор обращается к известному поэтическому образу своего персонажа). Эта верность Слову приводит к тому, что после смерти происходит переосмысление жизни поэта:

Все то, что прежде виделось паденьем,
Теперь - незавершившийся полет
(«В последний путь... Людей за гробом - мало...») [3, с. 231].

С. Есенин (цикл «Есенин») предстает в мучительных размышлениях о судьбе России. Поэт (Есенин, а вместе с ним Колычев) уповает на чистую душу русского народа и на его любовь к поэзии («Нет на земле, и не будет страны, / Где бы по-русски любили поэтов!» [Там же, с. 234]).

Стихи «Пушкину» звучат бодрым анапестом, несмотря на описание в них гибели поэта, потому что он умирает «за Любовь и за Честь» и доказывает, что «Совесть дороже, чем Жизнь». Но здесь Н. Колычев переносится из прошлого в современную Россию, сокрушаясь о ее бездушии и безверии, при этом как бы уберегая поэта от повторной смерти:

Я прошу, не глядите в мои времена.
Вы посмертно умрете от горя, Поэт.
Здесь без власти - народ, 
Здесь без гимна -  страна [Там же, с. 235].

Мотив смерти неоднократно появляется в связи с думами о поэтах. В стихотворении «Нельзя убить поэзию России» [Там же, с. 236--237] Н. Колычев обращается к фигурам русских поэтов, трагически ушедших из жизни, не дописавших своих лучших стихов, и утверждает бессмертие поэзии, ее необходимость и великую силу.

Сделав обзор стихов о поэзии, проанализируем лексические средства репрезентации образа поэта. Ведущая роль в этом принадлежит соответствующему семантическому полю. К семантическому полю «Поэзия» относятся в стихах Н. Колычева следующие лексемы: библиотека, буква, книга, листки, литературный, литинститут, недопоэт, песня, петь, писать, письмена, поэт, речь, скудословие, слово, словоблудие, стихи, Стихи.ру, страница, строка, строчка, словосочетание брат по перу (перифраз поэта), а также антропонимы — имена русских поэтов (Есенин, Пушкин, Рубцов и др.) и некоторые другие единицы. В составе этого поля окказионализм и имя собственное - название сайта, на котором размещаются стихи.

Описывая структуру поля, отметим, что в него входят слова, называющие: а) создателя поэзии (поэт); б) произведения поэтического искусства (стихи); в) средство поэзии, то, при помощи чего поэт создает стихи (слово); г) понятия, связанные с письменностью (страница, книга); д) другие понятия, имеющие отношение к поэзии. В центр поля следует включить слова поэт, стихи, слово и заглавное слово поля, собирательное существительное поэзия. Эти слова именуют само явление поэзии, выражают самое главное для поэтического творчества.

Отметим лексико-семантические особенности отдельных слов. Слово-заглавие имеет несколько лексических значений. В данном случае значение «искусство образного выражения мысли в слове» как более широкое оставляем в стороне. Нас интересует другое значение, которое выявляет синонимические отношения между словами поэзия и стихи. В «Словаре русского языка» в четырех томах находим такое толкование: «Поэзия - стихи, ритмическая речь (в отличие от прозы)» [8, с. 349].

Именно в этом значении выступает слово поэзия в стихах Н. Колычева.

Многозначная лексема слово в стихах Н. Колычева также может выступать как синоним поэзии. Когда поэт говорит: «Хочет душа перетечь в Слово», - то имеет в виду поэзию, стихи - главное дело его жизни. В других случаях слово - это тот основной инструмент, который дает возможность поэту создавать свои стихи («слова мои грубы»; «хороших несказанных слов»).

Поэт - главное действующее лицо поэтического мира. Слово поэт в русском языке также является многозначным. В анализируемых произведениях оно используется в основном значении: «автор стихотворных, поэтических произведений» [Там же]. Поэт является основным персонажем этих стихов. Для того чтобы понять, при помощи каких языковых средств создается этот художественный образ, рассмотрим сочетаемость лексемы поэт, а также других составляющих исследуемого семантического поля.

Образ поэта видится в нескольких ракурсах. Во-первых, поэт предстает в обобщенном виде - поэт как таковой. Во-вторых, это конкретные поэты, классики или современники. В-третьих, это только сам автор - Николай Колычев.

Каков же поэт? Поэт пишет стихи и видит в этом свое предназначенье («в стихах — душа моя»). Хотя порой автор сомневается, что поэзия благо («дар Божий или кара небесная?»), но все же признает ее даром, стремящимся в небеса («стихи восходят к небесам»). Но этот подарок отнюдь не приятен или сладок.

Но на Руси за Божий дар
Поэт всегда платил судьбою... [3, с. 229].

Поэт Н. Колычева - это, прежде всего, человек с трудной судьбой. в поэтов бросают камни («...камней, в поэтов брошенных»), «поэты смертны», русский поэт - «любимец смерти», «поэты выпадают в небо», т. е. умирают. Трудная судьба прослеживается в разных планах.

Трудности возникают на бытовом уровне:

Скоро свет отключат за долги,
А потом - совсем из дома вышвырнут.
Без меня живут мои стихи,
Ну а я, похоже, что не выживу [3, с. 215].

С горечью автор пишет о своих стихах и жизни:

Те строчки, что я выстрадал душой,
Не дали счастья ни жене, ни детям [4, с. 61].

Трагическая судьба Поэта складывается из образов и черт конкретных поэтов: Рубцов «достаток измерял вином и хлебом. Бродяжничал, ютился по углам...»; Есенина ждет «с черной петлей человек в “Англетере”»; Пушкин умирает «за Любовь и Честь»; мы слышим «надрыв Талькова».

Поэта чаще всего не понимают, не принимают современники: «Люди во глухоте - жестоки». Так, «женщина знакомая» не увидела в поэте сложившийся в ее воображении «образ хрупкий»:

Только сам-то ты других не лучше.
Если б сверхбезгрешный кто-нибудь
Так писал... [2, с. 21].

Образ непонятого и непризнанного поэта вырастает до фигуры библейского пророка:

Сквозь пустыню людской глухоты
Продирался хрипящий пророк [3, с. 209].

Автор хочет избежать подобной участи:

Не отправляй меня в хор пустыиников,
В несостоявшиеся пророки [5].

Автор также не желает быть «недопоэтом, изрыгнувшим стихов недоноски». он требователен к своему творчеству, его мучит, что «стихи зачинаются - да не родятся».

Все же, несмотря на трудности и трагические события в жизни разных поэтов, в целом судьба русской поэзии отрадна, ведь в России, как нигде, «по-русски» любят поэтов, ведь «щедра Россия словом родниковым», «поэты смертны, но стихи - нетленны», умершие поэты «не преданы забвенью», «словно солнце - Пушкин светит», «смерть поэта - это шаг в бессмертье». Из противопоставленных рядов «похороны стихов», «хороню их в Стихи.ру» и «стихи воскресли», «стихи восходят к небесам» побеждают все-таки те, которые имеют позитивную жизненную силу. «Нельзя убить поэзию России!» - таково убеждение автора.

Поэт признается в своих противоречивых чувствах, в которых, видимо, преобладает счастливая нота:

Как тяжко и радостно быть в этом мире поэтом.
О, сладкая мука избытка беды и любви! [3, с. 214].

Таким образом, путь поэта сложен, трагичен, но наполнен высоким смыслом: писать «о горькой русской доле».

Анализ позволяет выстроить ряды, демонстрирующие синтагматические отношения слов поэт и стихи, которые могут быть соотнесены со словом поэзия и заменены им (поэт как субъект поэзии, поэзия как собирательное понятие по отношению к стихам). В эти ряды

включены многие слова и словосочетания, с которыми в составе предложения сочетаются интересующие нас слова или слова, являющиеся гипонимами по отношению к слову поэт.

Стихи (поэзия): дар Божий; душа моя; золотые страницы стихов; кара небесная; нетленны; восходят к небесам; воскресли; стихи о горькой русской доле; не дали счастья; похороны стихов; стихов недоноски.

Поэт (поэзия): поэты смертны; любимец смерти; убиенный; словно солнце светит; выстрадал душой (строчки); поэтам тяжко на земле; поэты выпадают в небо; платил судьбой; тяжко и радостно быть поэтом; умрет от горя; нельзя убить поэзию; умирает за честь и любовь; поэты не преданы забвенью; поэтов любят по-русски; в поэтов камни брошены.

Как видно, эти ряды содержат разнообразные по семантике единицы, отражающие разное, даже противоположное отношение к поэзии, дающие ей противоречивую, эмоционально насыщенную характеристику.

Таким образом, тема поэта и поэзии, отталкиваясь от отечественной традиции, находит в творчестве Николая Колычева логическое продолжение и получает яркое, своеобразное воплощение, осмысление человеком, болеющим душой за родину и русскую словесность.

Список литературы:

    1. Гайворонская Л.В. ‘Поэт’ как характерологический текст русской литературы XIX в. (некоторые аспекты:) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011.

№ 10. с. 101-104.

    2. Колычев Н.В. Поэты выпадают в небо...: стихотворения. Мурманск, 2000.

    3. Колычев Н.В. Гармония противоречий: стихотворения. Мурманск, 2007.

    4. Колычев Николай. Я выживу. Новые стихотворения. Мурманск, 2012.

    5. Колычев Николай. Стихи [Электронный ресурс] // Стихи.ру. URL: http://www.stihi.ru/avtor/niскоlко124 (дата обращения: 24.12.2018).

    6. Лаппо М.А. Номинации писатель, поэт в автореферентном дискурсе среднелитературной и элитарной языковой личности (по материалам толковых словарей) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3. С. 117-119.

    7. Розонова Ю.А. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой 1909-1921 годов // Вестн. Ленингр. Гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 1. № 3. С. 7-16.

    8. Cловарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус.яз; под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1985-1988. Т. Ш.

* * *

    1. Gaivoronskaya L.V. "Poet" kak harakterologicheskij tekst russkoj literatury XIX v. (nekotorye aspekty) // Izv. Vо1gogr. доs. ped. Un-tа. 2011. № 10. S. 101-104.

Kolychev N.V. Poety vypadayut v nebo...: stihotvoreniya. Murmansk, 2000.

    2. Kolychev N.V. Garmoniya protivorechij: stihotvoreniya. Murmansk, 2007.

    3. Kolychev Nikolaj. Ya vyzhivu. Novye stihotvoreniya. Murmansk, 2012.

    4. Kolychev Nikolaj. Stihi [Elektronnyj resurs] //

 Stihi.ru. URL: http://www.stihi.ru/avtor/nickolkol24 (data obrashcheniya: 24.12.2018).

    5.  Lappo M.A. Nominacii pisatel', poet v avtoreferentnom diskurse sredneliteraturnoj i elitarnoj yazykovoj lichnosti (po materialam tolkovyh slovarej) // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2014. M 3. S. 117-119.

    6. Rozonova Yu.A. Tema poeta i poezii v lirike Ahmatovoj 1909-1921 godov // Vestn. Leningr. Gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2015. T. 1. M 3. S. 7-16.

    7. Slovar’ russkogo yazyka: v 4 t. / AN SSSR, In-t rus.yaz; pod red. A.P.Evgen'evoj. M.: Rus. Yaz.,


N.V. Kolychev. The lexical means of representation of the image of the poet and the semantic field “poetry” are analyzed.

       

  (Статья поступила в редакцию "Известий ВГПИ" 15.02.2019)


ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: Научный журнал на тему: Филологические науки.Языкознание   /2019.-№5. - 157-161. 

https://cyberleninka.ru/article/n/tema-poeta-i-poezii-i-ee-leksicheskaya-reprezentatsiya-v-stihah-murmanskogo-poeta-n-v-kolycheva?gclid=Cj0KCQjw-uH6BRDQARIsAI3I-UcpgwG6AUBJ-RUL8ccQ00HJhvC6NRALKiIlUACg7lyxd0lx3QYPdy0aAsu7EALw_wcB



Комментариев нет:

Отправить комментарий