пятница, 14 июля 2017 г.

От реформ письменности до реформ образования

Николай Колычев.


Перебирал старые семейные бумаги.
Вот мои тетрадки. На обложке — звёздочки наклеены. Много. В два ряда. По количеству пятёрок...
Буквы аккуратненькие в тетрадке. Ровненькие. Не поймёшь -то ли написаны, то ли нарисованы... Чернилами писали. Уже авторучки были. А на почте ещё простые, перьевые. И чернильницы.
Помню, пишу, домашнее задание делаю. А сзади мама командует: «Нажим! Нет нажима. Нажим! Нет нажима... У всех букв вертикальные линии толстенькие, а косые и горизонтальные — тонкие. Красиво...Каллиграфия называется.
А вот — тетрадки, когда в 8 классе учился. Уже шариковыми ручками пользовались. Конечно — не сравнимо. Но всё легко читается.
Тетрадки моих детей...
Они сразу шариковыми ручками писали. Первый класс. Но это не каллиграфия.
Буквы то ли пляшут, то ли клонятся из стороны в сторону, как пьяные.
Если у меня в тетрадке первого класса — как солдаты строем маршируют, то эти — как военнопленные бредут.
Есть такая наука — графология. Графологи по почерку могут многое определить — и характер человека, и его привычки и наклонности, и даже внешность...
У вас сохранились тетрадки? Ваши, детей?
Интересно, что бы сказал графолог, изучив школьные тетрадки учеников с 60-х годов по наше время? В целом, о характере и особенностях нации. Какие бы тенденции увидел?
Мы часто цитируем фразу из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог».
Если вдуматься, это значит, что когда мы пишем, изображаем слова, мы изображаем Бога? Выходит, почти иконы пишем?
Но иконы пишутся по определённым канонам. Существуют трафареты по которым наносятся контуры, а иконописец лишь доводит, дорисовывает её, строго соблюдая древние традиции.
Перейдя во второй класс, я, и всё моё поколение попало под реформу письменности. Нас учили писать чернилами по одним прописям, а потом стали переучивать на шариковые ручки, и совсем другому начертанию букв. Это называлось скорописью. ( Возможно, прообраз грядущего Горбачёвского «Ускорения»?)
Раньше я не придавал особого значения этой реформе. Но с годами стал задумываться.
После революции тоже была реформа. Тоже, казалось бы, незначительная.
Но, если подходить к изображению Слова, как к изображению Бога, произошли культурные изменения, равносильные двум реформам в иконографии.
Возможно ли это в странах Востока где пользуются иероглифами? С их трепетным отношением к написанию каждого элемента, каждой чёрточки.
А как бы отнеслись арабы к реформе своей письменности?
Высшая ценность народа — язык. По-русски нация так и именовалась — язык.
Помните, у Пушкина в «Памятнике» — «И назовёт меня всяк сущий в ней язык»?
Может, многие причины наших сегодняшних нестроений кроются и в том, что мы так легко позволяли проводить с собой такие реформы, какие у других наций вызвали бы если не сопротивление, то хотя бы долгие споры и обсуждения. Мы же даже до сих пор не придаём этому ни какого значения.
Может быть те реформы образования были началом сегодняшних реформ?
 Я ничего не утверждаю. Я думаю. И предлагаю подумать всем.
[14 апреля 2011г.]


http://gidepark.ru/user/2626264875/article/314826 
(Публикация  была удалена с Гайдпарка).

Комментариев нет:

Отправить комментарий