Николай Колычев
Письменность - это то, что мы
получаем в результате письма. Текст, написанный от руки. Чистописание.
Задумаемся, как мы пишем? Почему мы
пишем? Какие у этого последствия?
На сегодняшний день наиболее
сохранившими свои национальные культуры считаются страны Востока. Они не в такой мере подвержены влиянию Запада
Смогли сохранить традицию и национальной одежды. и отношений в обществе. и
своеобразие в искусству.
В Японии или Китае очень трепетно
относятся к написанию иероглифов. Человек, умеющий правильно и красиво писать
от руки, достоин в этих странах уважение и почитания. Существуют учебные
заведения, где специально обучают этому.
В арабских странах, где национальные
традиции, где национальные традиции тоже устояли от разрушительного внешнего
влияния, человек, не владеющий арабской вязью, никогда не займет высокого
положения в мусульманском мире.
А в России?
Мы всё реже пишем друг другу письма,
потому что пишем так, что с трудом понимаем сами себя. Наши дети пишут еще
страшнее.
За последние несколько десятилетий
русская школа претерпела несколько [таких] разрушительных реформ, что
результаты их - непредсказуемы.
Люди старшего поколения помнят уроки
чистописания. Прописи, галочки, кружочки... Внутренняя подготовка к написанию
буквы, к воспроизведению Слова. Согласитесь, что печатание на машинке.
компьютере - это совсем другое.
Буслаев, рассуждая об истории
развития русской литературы, отмечал положительную роль "списочной"
литературы. Одним из главных плюсов он считал неспешность восприятия
переписываемого текста, более глубокое проникновение в него.
Вспомним историю, как быстро в
списках расходилось "Горе от ума", и в результате крылатые фразы
гениальной комедии настолько прижились в народе, что даже люди, никогда их не
читавшие, нередко цитируют, не задумываясь...
Я помню реформу в школе, когда
простые ручки заменили на шариковые, изменились тетрадки и даже написание букв.
Тут произошла реформа начертательной письменности в России. Собственно говоря.
изменилось изображение Слова. а значит...
Представьте подобную реформу в Китае,
Японии... А в России всё прошло гладко и спокойно.
Возможно, это был самый
сокрушительный удар... Мы молчали.
Отучение от начертательной
письменности происходило и происходит на всех уровнях.
"Рукописи, написанные от руки,
не принимаются и не рассматриваются".
А почему? Учись писать красиво и
разборчиво - и присылай.
Почему нельзя составить документ от
руки? Но сегодня - это признал либо
дурного тона, либо нищеты.
Нынешнее поколение обучающихся в
учебных заведениях, благодаря развитию техники, начинают мыслить не
начертанными словами, не прочитанными и осмысленными текстами. а образами,
представляемыми экраном дисплея или видеомагнитофона - практически не содержащими
Слова.
Даже в последних экранизациях все
меньше закадрового текста. Предпочтение отдается действию.
Но что бы стоили экранизации
батальных сцен "Войны и мира" без толстовского осмысления их?
Я думаю, что вопрос о возвращении
русской школе русской письменности должен быть поставлен самым серьезным
образом и на самом высоком уровне. Начальным классам школы необходимы уроки
чистописания, неторопливая выработка правильного почерка.
Существует наука графология -
определение характера и наклонностей по почерку. Я думаю, она неспроста
существует. Возможно, научив человека изначально правильно писать, можно
научить его, в какой-то мере, правильно жить.
Я всё это написал ужасным почерком, и
мне стыдно.
Славянский ход: К единению. - 1998. - С.9
Комментариев нет:
Отправить комментарий