(Сказ о послушании)
В годы далекие, в годы забытые,
Топкими тундрами, тропками скальными
Шел основатель Пе′ченгской обители
С братией малой из странствия дальнего.
Он по России, исхоженной смолоду
У христиан
подаянья выпрашивал,
Уничижался, спасая от голода
Милых ему лопарей и монашество.
Вот, показались строения кольские
Значит, не так уж далеко до Печенги.
Крест да поклон тебе, церковь Никольская!
Крест да поклон тебе, храм Благовещенский!
Кола горбатилась избами чёрными,
Встречные люди вздыхали и ахали.
Шел, увлекая керёжу гружёную
Трифон Пе′ченгский, в упряжке с монахами.
2.
Место весёлое - Кола торговая!
За серебро - покупай, что захочется:
Можно - в упряжку оленя дешёвого,
Или - до монастыря - перевозчика.
Замерли иноки. С тайной надеждою
Смотрят на Трифона, дух затаив они.
Старец нашарил кису под одеждою,
Звякнул казной о ладонь отче Трифоне.
Вот, он проходит по месту торговому,
Скрылся за лавками. Чем-то порадует?
Ждут.
И - выходит он. С тяжкой обновою:
Трифон несет жернова огромадные.
И, улыбаясь монахам сквозь бороду,
Молвит: «Теперь мы и мельницу выстроим.
Белыми будут отныне просфоры-то,
Будет мука у нас мелкая, чистая».
Ждут.
И - выходит он. С тяжкой обновою:
Трифон несет жернова огромадные.
И, улыбаясь монахам сквозь бороду,
Молвит: «Теперь мы и мельницу выстроим.
Белыми будут отныне просфоры-то,
Будет мука у нас мелкая, чистая».
3.
И
возроптали монахи усталые,
Падая, руки вздымали к глазам его:
- Старче, в нас силы последние, малые,
Дай ты нам роздыху - краткого самого.
Мы ль тебе были в пути не послушные?
Мы ль не влекли нашу ношу по-честному?
Глянь - на керёже, давно перегруженной,
Этому грузу отыщется место ли?
К жернову жернов приладив веревкою,
Трифон вознес через шею на плечи их.
Слова не вымолвил. И со сноровкою
Поступью твердой направился в Печенгу.
Падая, руки вздымали к глазам его:
- Старче, в нас силы последние, малые,
Дай ты нам роздыху - краткого самого.
Мы ль тебе были в пути не послушные?
Мы ль не влекли нашу ношу по-честному?
Глянь - на керёже, давно перегруженной,
Этому грузу отыщется место ли?
К жернову жернов приладив веревкою,
Трифон вознес через шею на плечи их.
Слова не вымолвил. И со сноровкою
Поступью твердой направился в Печенгу.
4.
Через
мгновенье опомнились братия,
Бросились вслед каменистой дорожкою.
Каждый стремился вперед, чтоб догнать его,
Каждый хотел быть под Трифона ношею.
- Старче, за мысли прости нехорошие!
- Старче, прости за слова несуразные!
Трифон в ответ:
- Нет уж, лучше наброшу я камень на шею,
Чем шествовать в праздности!
... Так начиналось великое с малого,
Богу - во славу. В науку - наследникам.
Трифон шагал и, молясь, перемалывал
В сердце гордыни остатки последние.
И по следам, преподобным оставленным,
Иноки шли со слезой покаяния.
И выпекалось в их душах раскаянных
Словно просфоры в печи – послушание.
Бросились вслед каменистой дорожкою.
Каждый стремился вперед, чтоб догнать его,
Каждый хотел быть под Трифона ношею.
- Старче, за мысли прости нехорошие!
- Старче, прости за слова несуразные!
Трифон в ответ:
- Нет уж, лучше наброшу я камень на шею,
Чем шествовать в праздности!
... Так начиналось великое с малого,
Богу - во славу. В науку - наследникам.
Трифон шагал и, молясь, перемалывал
В сердце гордыни остатки последние.
И по следам, преподобным оставленным,
Иноки шли со слезой покаяния.
И выпекалось в их душах раскаянных
Словно просфоры в печи – послушание.
Февраль 1993
(дата
приводится по публикации на trifon.ru)
Славянский
ход. – 2003. - №3. – март. - С.8.
Площадь первоучителей. – 2004. - №4. – С.155.
Колычев Н. Есть у каждого Русь изначальная. –
Мурманск: Просвет. центр
«Доброхот»; Добромысл. – 2005. – С. 144.
Колычев
Н. Гармония противоречий. – Мурманск: Кн.изд-во. –
2007. – С.311.
Примечание: (Текст примечания публиковался на сайте Трифоно-Печенгского
монастыря, ныне не существующем).
Несколько
сотен лет назад святитель Василий Великий составил подробную регламентацию
монастырского устроения: 55 пространных и 313 кратких правил для монастырей и
монахов. Эти правила и поныне являются законом для иноков и сводятся к
неукоснительному выполнению трех обетов, которые они дают Богу. И первый из них
- послушание. Послушание игумену, старцу, старшему и даже младшему себя с
полным отсечением собственной воли и собственного рассуждения, ибо послушание
рождает смиренномудрие. Любили и крепко держались святые отцы послушания и
отсечения своей воли, даже состарившиеся в добродетелях и получившие от Бога
дар чудотворения.
Пример тому - жизнь преподобного
и богоносного отца нашего Трифона Печенгского. Вспомним ЖитиеПреподобного:
«Раз, купив в Коле ручные жернова, положил их Трифон себе на плечи, чтобы нести
в монастырь. Ученики умоляли его отдать им ношу, но старец сказал: «Братия,
тяжелое бремя лежит на потомках Адама с рождения и до самой смерти. Лучше я
повешу камень себе на шею, чем соблазню вас праздностью», и сто пятьдесят
восемь верст от Колы до обители нес жернова на себе, почти не вкушая пищи...»
Этот поучительный эпизод из жизни прп. Трифона и лег в основу поэмы, которую
известный мурманский поэт Николай Колычев написал
к 470-летию Трифоновой обители.
Ссылки:
Кережа – саамская повозка
Киса – кошелек (саамск.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий