Эта ученическая работа для конференции "Шаг в будущее" была написана ученицей 8 класс полярнозоринской школы Аленой Осиповой в 2008 году.
Реферат, вроде бы, и не совсем самостоятелен. Это и понятно - реферат. Очень многое взято из статей Дмитрия Коржова, Александра Миланова, предисловий Ирины Пановой и Виктора Тимофеева к колычевским книгам.
Но интересна эта работа попыткой собрать воедино невероятную, разнообразную, наполненную жизнью и чувствами колычевскую луну, которую мы видим в стихах Поэта.
Для данной публикации из реферата удалено всё, что помешает воспринимать эту работу, как целостную статью.
Эта загадочная, таинственная луна
Луна… Загадочный спутник Земли… Она такая разная: то круглая, как шар, то желтая в туманной дымке, то двурогая, называемая в народе месяцем. И отношение к ней у людей разное.
Некоторые из моих одноклассников удивляются безумной красоте луны, очень радуются, когда поднимают голову и видят лунный шар на темном небе. Ведь не каждый день такое увидишь! А еще считается, что именно в полнолуние нужно гадать: предсказания будут самые достоверные. И действительно так случается! Всё, что в полнолуние ни нагадаешь,- сбывается.
А одной из моих подруг при виде луны становится страшновато, хотя она и не верит во всякие поверья о полнолунии. Она хочет поскорее вырасти, чтобы гулять в любое время суток, не опасаясь коварной луны. Но пока она еще ребенок и поэтому больше любит солнышко.
Никого не оставляет равнодушной красавица Луна. Влюбленные связывают с ней свои чаяния, надежды и часто предлагают от избытка чувств: «Хочешь, я для тебя луну с неба достану?» Романтика… Волки воют на луну от одиночества, тоски и грусти. И чем больше они страдают, тем тоскливей вой.
Сколько людей, столько и мнений. Ведь загадочность, необычность притягивает. Сама я очень люблю красавицу Луну и верю, что в ней есть какая- то магия. А может, даже мистика? Ясноокая луна… Символ красоты…Никого она не оставляет равнодушной. Ей посвящены многочисленные стихи, песни.
Так, композитор Бетховен посвятил ей целую сонату, которую так и назвал - «Лунная соната». А писатели?.. Возьмем, к примеру, Н.В.Гоголя и его «Ночь перед Рождеством». Это же целая сказка, в которой передается отношение писателя к луне: «Месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать поскорее на скрипучий снег…» И ведьма в ту пору поднялась вверх на метле, и черт «схватил обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывая его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее». Луна в литературе, как младшая сестра солнца, имеется во всех преданиях и сказаниях народов мира.
Своеобразное отношение поэта к луне
Своеобразное отношение к луне и у нашего земляка поэта Николая Владимировича Колычева. В стихах его — и "вольная даль моря", и "неба выплаканный глаз", и "семужий багровый срез" берега, и сопки, "безмолвные волны земли". Он любит осень, листопады, предзимье, метели, ветер, луну.
Казалось бы, суровая природа Севера не дает поэту многообразия впечатлений, буйства красок, пейзажных контрастов. Но Колычеву этого не нужно! У него есть луна, снег, дождь, река. То же, что у всех, но он смотрит на них и видит иначе.
Луна у него, "как тонкая камея", расцвела "белым воском", она "плачет над иссякшими селами", его луна холодная, как "звездные ледышки". Можно представить, как туман скрывает "зевок луны в речной воде", "медная луна висит над городом", в воде отражается "взгляд обезумевшей луны"... Десятки эпитетов, метафор — и все "лунные"!
Давайте проследим, как ночное светило передает настроения поэта. Кажется, луна смотрит сверху и никак не влияет на наши переживания, взгляды. Да, действительно, на нас не влияет, а вот на поэта - еще как влияет.
Колычев и Кольское Заполярье
Кто же он, Николай Колычев? Что известно о нем?
Детство и юность – «время становления личности- прошли на берегу Белого моря, вырастившего в своей раковине изумительную жемчужину: поморскую культуру, поморскую духовность. Вот и опять знак судьбы: фамилия Колычев - одна из известнейших на Русском Севере, одна из древних русских фамилий, ее корни уходят в вековые глубины русской истории. Вся жизнь поэта связана с Кольским Заполярьем. КОЛа, КОЛвица, КОЛьский полуостров, КОЛычев, КОЛя, НиКОЛай… Поэтому вовсе не случайно в его стихотворениях вырастают на Севере КОЛокольни, звучат КОЛокола»
То гулко, то звонче, чем хрусталь
Звучат колокола светло и строго
Во мгле веков звонит, звонит звонарь.
И смотрит в небеса. И видит Бога.
Стихи его очень музыкальны, и это не случайно. Он действительно учился музыке - сначала дома с педагогом, потом осваивал игру на фортепьяно в кружке Дома пионеров, а, поступив в музыкальную школу, полюбил гитару да так и не расстается с ней поныне, приезжая на встречи с читателями. Поэт говорит: «Я с 14-ти лет – по ансамблям, ВИА, группам. Когда был художественным руководителем в клубе, подготовил два состава - взрослый и детский».
Кем только ни работал Николай Колычев! Был он «учеником электрика, шофером, потом служил в армии. После службы работал старшим кладовщиком - раздатчиком филиала ОРСА Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. И вновь водителем, но уже в совхозе «Кандалакшский». С 1986 года - художественный руководитель Дома культуры в поселке Лувеньга, затем слесарь, лесоруб, сторож детского сада, батрак в Норвегии. А в 1989 году организовал в деревне Колвица одно из первых в Мурманской области фермерских хозяйств. С 1998 года живет в Мурманске.
Не правда ли, неплохо для поэта? Но и это еще не все! Что же он, живя у моря, не заразился его романтикой? Нет, почему же, пытался освоить морскую профессию, вкалывал в порту, на заработанные деньги поехал в Санкт-Петербург, проучился три года на судомеханика, но был исключен, как говорит, «за своенравный характер».
Становление Колычева, поиск смысла жизни
Николай Колычев постоянно находится в поиске, не забывая при этом писать стихи. О чем он пишет? Мы найдем в его стихах строки о родителях и друзьях, о жене и трех дочках, о шоферстве и фермерстве. И отметим то, что поэт по своей великой скромности не может сказать о себе, что он трепетно любит поэзию, живет ею, сознает ответственность перед своим призванием.
Первый сборник стихов- «Цветы и люди».
Позитивное отношение к луне
В 1987 году в Мурманске вышел первый сборник стихотворений Н.Колычева «Цветы и люди». Эта маленькая книжечка о природе, о земле, о людях, любящих и понимающих ее. Николай Колычев был, пожалуй, единственным нашим земляком, чье зрение, и внешнее и внутреннее, было полностью обращено к земле. Причем взгляд на нее был не свысока, но воспринимал ее сердцем на уровне травы, тундрового цветка, морошковых мшарин и брусничных угревов.
Мать честная! Я такой счастливый!
Хорошо, что я на свете есть,
В светлом небе лунная камея
Понапрасну зазывает мглу.
Знаю я, что многое умею,
Верю я, что много смогу.
Вот такой он, Николай Колычев. Веселый, любящий и любимый. И его отношение к луне в этот период радостное, позитивное. Он пишет: «В светлом небе лунная камея понапрасну зазывает мглу…» Николай сравнивает луну с камеей, то есть с украшением из слоистого разноцветного камня или раковины. В другом стихотворении луна у него «как ромашки сердечко». Николай пишет о луне так образно, ярко, весело, потому что в этот момент жизнь у него складывается вполне благополучно: он молод, работает в Доме культуры художественным руководителем. В этот период Н. Колычев очень красочно, светло и тепло описывает все находящееся вокруг, потому что если в жизни все хорошо и радостно, то и в творчестве это отражается.
Сборник «Учусь грустить и улыбаться».
Неудачное фермерство
Но в 1990 году (в это время выходит второй сборник «Учусь грустить и улыбаться») настроение поэта резко меняется. В этот период Н. Колычев весь в поиске, он мечется, организовывая свое фермерское хозяйство, вкладывает туда душу, прикладывает героические усилия, но ничего не получается: возникают трудности с работой, в жизни: разлуки, страданья, беды, печали, непонимание… Поэт ищет спасения в бутылке, пытается забыться, уйти от действительности.
«У меня шестой год нет выходных, нет времени на детей. У меня порою нет денег, чтобы накрыть им стол ко дню рождения, иногда нет даже на подарок. Всегда почему-то получается так, что именно к праздникам нужны деньги на корма, на солярку, еще на что-то. А им ведь кроме меня никто ничего не подарит. Я у них — и место работы родителей, и профсоюз, и гуманитарная помощь в единственном числе... Я ни разу не выезжал с семьей в отпуск. Я чувствую, что дочкам стыдно от того, что у нас в доме нет ни аудио-, ни видеоаппаратуры, ни электронных игр... Подружки, к которым они ходят в гости, имеют все. Даже родителей по выходным...»,- такова грустная реальность, в сердцах описанная Колычевым-фермером.
А позже он напишет: «Я стою у полуразрушенной фермы... Жалко ли мне себя? Жалко ли лучших лет, сил растраченных?.. Пожалуй, нет. Я сам выбрал свой путь, и некого в этом винить. Но сам я чувствую вину огромную перед всеми, кто верил в меня, надеялся на меня. Я обманут? Но на фоне обманутой страны я не чувствую себя самым несчастным. Горе, страдание трудно переносить в одиночку. Разделять же беду страны, народа своего — это наш крест. Святая обязанность наша.
И не за себя мне больно. Мне за всех нас, за весь народ больно…Нет, не жалко мне себя! Но — страшно! Страшно жить в этом безнадежном, беспросветном мире. Хочется света, праздника
какого-то светлого хочется. И от невозможности праздника этого в реальной жизни ищу я его в водке, как и многие в России, но хмель радости давно не дает, лишь притупляет ощущение беды. А с похмелья все кажется еще страшнее и безнадежнее, чем есть на самом деле».
«Лунное тело несут хоронить…»
Соответственно эти настроения отражаются в его произведениях, и отношение к луне меняется на негативное. Теперь луна «холодна и бледна, как покойник…» «Лунное тело несут хоронить», «в окно луна заглядывала мутно…» - и здесь печаль, безмерная тоска. Как же, наверное, тяжело на душе у поэта! Николай не может определиться, много думает о жизни, судьбе, любви.
Блеснет луны размытая слеза,
И вдруг такой тоской проймет до дрожи…
Или иначе:
Все тщетно- на луну ли выть,
Лить кровь из вены ли.
Одно спасенье от любви -
Ее забвенье…
Когда же Колычев пишет стихи? А всегда. Даже во сне. Записывает же их, как и большинство из нас, на кухне, когда угомонятся дочурки, будущие помощницы.
Стихи поэта негромки, метафоры не выпирают из строк острыми углами. Мыслит он прорицательно и масштабно. Он пишет, не задумываясь, будет ли вышедшее из-под пера опубликованным. Не суть важно. Главное - облегчить душу, высказаться о том, что наболело.
Самая зрелая книга - «Звонаря зрачок».
Борьба добра со злом
В 1995 году вышла новая, самая зрелая книга поэта -"Звонаря зрачок". Есть в ней сочувствие ко всему живому и сущему, сострадание, искренность, чистота слова и помыслов. Николай Колычев уже не молод, но в душе - ребенок, а это для поэзии завидное качество. Каждое утро видеть мир таким, каким он открывается несмышленому мальцу, каждый день радоваться и удивляться новым открытиям, которые, вылившись на бумагу, становятся познанием, - удел истинного поэта.
Добро в его сборнике перекликается со злом. Поэтому и отношение к луне разное. Но, мне кажется, в эти годы луна у поэта ассоциируется с женщиной, которая «плачет над жизнью невеселою, горькой бедою и радостью малою». В этот период луна у него - «ущербная, томная, огрызок лунный…» Он даже пишет: «А луну- то съели!» Что бы это значило?Наверное, Николаю в этот момент тяжко и горестно, в жизни не все ладится. «Мне кажется - погасла бы луна, когда б река не излучала света…»
Вымираем! Никто нам не сможет помочь,
Оттого что мы сами себе не нужны.
И грядущее наше — бездетная ночь,
Непроглядная тьма — без звезды, без луны.
И вдруг все меняется!
«Тихо луна улыбается,» «круглая, да ясная…», «Милая картина: Под луной двурогой сонная долина, дальняя дорога..» Глядя на луну, поэт задумывается над смыслом жизни. Хочет Николай Владимирович Колычев измениться, и думы его теперь «так светлы и безбрежны».
Дремлет мой дворик заснеженный,
Тихо луна улыбается.
Хочется петь что-то нежное,
Хочется плакать и каяться".
Но ведь луна-то не меняется. Меняется сам Николай Колычев.
Эти три маленькие сборничка, напечатанные скромным тиражом; любовно составленные и отредактированные, хорошо передают творческий рост и духовное мужание поэта. «И все-таки живу ожиданием какого-то праздника, большого и светлого. Праздника и для меня, и для жены, и для детей моих, для родителей и родственников, для знакомых и близких, для всех людей, для всего мира.. Жду Светлого Воскресенья России», - пишет Н. Колычев.
Обращение к вере в сборнике «И вновь свиваются снега»
А в 1997 году, когда выходит сборник «И вновь свиваются снега», поэт становится другим, обращается к вере. И луна у него «глянула из неба странно, в косматом облаке главою бледной Иоанна». Иоанн - не кто иной, как Иоанн Креститель, святой, почитаемый на Руси издревле. А сравнение березы с Богородицей, которая «баюкает младенца лунного» отнюдь не случайно! Ведь этот младенец - Христос! Оценивая свой жизненный путь, он видит свои ошибки, раскаивается в них, пытается измениться.
Свет небес, как дуновенье, зыбок,
Захлебнулся пеной лунный круг.
Валятся снега моих ошибок…
Стихи о любви – «Ты люби меня, люби меня»
Позже, в 2004 году, выходит в печати целый сборник стихотворений о любви - «Ты люби меня, люби меня..» Николай наконец-таки нашел себя, свое место в жизни, поэзии, семье, у него жена и три замечательные дочки. Прошел тот период, когда он пытался утопить горе в вине, а теперь - «в нашем доме тишина», луна у него «копеечка». Хотя все же «луна холодна и ядовито-желта», «сочится злой изменою», «катит желтую грусть», но негативное отношение к ней исчезло.
А ночью, глядя на луну и спящую рядом женщину, поэт испытывает чувство вины: «И луна… и вина мне виски разрывает на части». Вновь начинаются проблемы в семье.
Вот и все! Ни семьи, ни кола, ни двора, ни гроша…
Убылая луна погибает - всплывает и тонет…
…пустота прожигает ладони…
Но вновь смог выстоять Николай Колычев, и помогла ему поэзия.
«Есть у каждого Русь изначальная».
Вера в Россию, в Бога
Наконец, в 2005 году выходит наиболее полный сборник стихотворений - «Есть у каждого Русь изначальная». Даже подзаголовки в сборнике звучат оптимистично: «Есть радости на белом свете», «У Белого моря». Н.Колычев задумывается не только о своей жизни, как это было раньше, но и о судьбе Родины (Прим.: Этот сборник включает в себя стихи, сочиненные ранее. О.Л.): «Здесь начало России», «Вижу всю большую Россию, с края, от начала земли», «Это край дошедшей до края некогда бескрайней страны». И выход из трудного положения видит поэт в вере, в Боге.
Один из разделов сборника так и называется «Здравствуй, Церковь». Вера в Бога — обязательная для патриархального крестьянского мира черта. И в стихах Н.В.Колычева живет вера — спокойная, глубокая вера в присутствие во всем, что происходит на земле, высшего разума. Собственно духовных стихов у него немного, но они неизменно хороши. Для поэта сегодня вера в Бога — главная в земном мире, полном горя и страданий. Люди живут во зле, они устали от жажды мщенья, ведь им долго вдалбливали, что жизнь — борьба. Лишь земля, от которой исходит доброта, может спасти и сохранить, научить прощению.
Но шепчу я небу: "Благодарствуй
За места, любимые до слез!"
И уже не в строй, не в государство
Верю - в поле, в тихий шум берез.
Жива светлая убежденность, что вера поможет выстоять и ему лично, и всей России целом. Вера в Господа живет века, и передали ее нам предыдущие поколения русских людей. Человек счастлив только тогда, когда он живет в согласии, спокойствии — именно этому учит нас тысячелетний народный опыт.
Ищущим по слезам да по крови
Вовек не суждено дойти до счастья
Не противостоянью, а согласью
Учи меня, земля
Учи любви.
Горько поэту следить за судьбой погибающей страны, погрязшей в невежестве, в пьянстве, в неразумии и отсутствии совести.
А какова луна в этом сборнике Николая Колычева? Теперь луна у него «окаянно-холодная», с заплаканным лицом.
Под безмолвной, безмозглой, никем не обвытой,
Потому окаянно-холодной луною…
«Поэт не был бы поэтом, если бы не знал, не видел выхода из тяжелейшего положения, в котором оказался народ, и не указал этот выход в стихах. К чему же он призывает читателя, основываясь на своем опыте? «Любовь к России, вера в нее вынесут нас к возрождению. "Надо встать. И в родное — врастать. И сплетаться корнями". Эта связь, коренная, исконная, со своим народом, со своей историей, с "иконостасной памятью крестьянства" — в нем спасение»,- призывает нас поэт, который радостно внимает мудрому "гласу", напутствующему его: "К истокам истины, на Родину вернись!..", "Вернись на Родину, которая ушла!".
Николай Колычев ощущает себя русским, плотью от плоти своего народа, а он, наш народ, ох, как не прост, он "то калечит, то лечит". Давайте прислушаемся к словам поэта: «Вот она, главная наша беда — "безверие". Нельзя без веры. Нужно верить — в свет, в радость, в лучшее. Не плакать, а — жить. Только так устоим, выдюжим. Необходимо верить. Но во что? Каждый решает это для себя сам». Н. Колычев на этот вопрос ответил:
И уже не в строй, не в государство.
Верю — в поле, в тихий шум берез...
И еще —
Я люблю... Я верую в Россию!
Жить нельзя без веры на земле...
Колычев- поэт подлинно национальный
Что же такое Колычев как факт литературной жизни, как литературное явление? Если говорить об истоках, то они очевидны. Это прежде всего — Есенин и крестьянские поэты, Павел Васильев, из современников — Николай Рубцов.
Родство с поэзией Есенина
Связь с Есениным, с идущей от него поэтической традицией кажется наиболее крепкой и заметной. Они родственны и по интонации (залихватски-хулиганской порой, но, по сути, всегда отчаянно-грустной, бедовой), и тематически. Когда читаешь:
То ли снег в окно стучится белый,
То ли пыль непройденных дорог...
Сколько в жизни я еще не сделал!
Сколько сделать я уже не смог...",
слышится есенинское: "Как мало пройдено дорог, Как много сделано ошибок..." Да и в отношении к луне Колычев и Есенин близки. Во всей поэзии Сергея Александровича, кроме цикла «Москва кабацкая», луна, а чаще месяц - одна из объектов его творчества. Она и «лягушкой распласталась на тихой воде», и «сверху озябшая светит», и «показался над хатой месяц одним из …щенков». А как ни прочувствовать есенинский «тонкий лимонный лунный свет», или «свет луны, таинственный и длинный», или строчки «неуютная жидкая лунность». Неравнодушен Есенин к луне, очень уж часто о ней пишет.
Рубцовские ноты в творчества Колычева
Соприроден, родственен мурманчанин и Рубцову, но Есенин ему все-таки ближе. Голос Колычева надрывен — отчаянный, страшный:
Больно —
это меня от корней
отрезают пилою хрипатою.
Нота Рубцова тише, потаенней. Он не кричит, он говорит тихо, обреченно, но его тоска и горечь ощутимы от этого еще сильней. Его краски сдержанней, тоньше, приглушенней. От этого переживаемое им ненастье еще трагичней и тягостней.
Колычев прямолинейней, резче, определенней, что ли... Рубцов же, наоборот, нечасто пишет о луне, привлекательней для поэта то, что видит перед собой: цветы, трава, река, деревья. О луне совсем немного, она напоминает Рубцову «померкшую звездную люстру». А это слишком красиво и далеко от действительности.
Как Есенин и Рубцов, Колычев — поэт подлинно национальный, очень русский — от корней, от истоков России. Тема Родины для Колычева — главная, определяющая. Россия, родная земля так или иначе присутствует во всех его стихах.
Колычев продолжает тему любви к природе, которую так живописно изображали Есенин и Рубцов. Его внутренний мир помогает отразить и солнце, и река, и «милое заплаканное небо», и конечно, луна, так загадочно смотрящая на нас с неба.
Россия на грани между жизнью и смертью. Пограничное состояние между Жизнью и Смертью - нормальное состояние поэта. Противоречивость русской жизни Колычев ощущает предельно остро и передает точно, зримо: "О, Родина! Как хорошо... Как горько...", "Россия — гармония противоречий..." «Глупо противопоставлять свою Родину чьей-то. Для каждого человека Родина, как и мать, — самая любимая, самая желанная. Даже если бедная и несчастная — все равно самая, самая, самая... И потому, о какой бы стране ни писал русский человек, он все равно напишет о России»,- так считает Николай Колычев. Пожалуй, трудно с ним не согласиться..
Поэт остро, болезненно переживает новое время. Он искренен и во многом справедлив в своих упреках эпохе. И все-таки есть надежда, что выстоим, выдержим. Для этого
Надо встать.
И в родное врастать.
И сплетаться корнями…
«Жизненные передряги и досадные неудачи, мелочь и суета будней отступают перед огромным, разнообразным живым миром, который удивителен и прекрасен.
Поэт – первооткрыватель непознанных материков мирозданья. Он не разучился удивляться и радоваться тому, что видит вокруг. И передает свои наблюдения нам, читателям, чтобы и мы обратили внимание и на то, как «снега клочья догорают в лунном свете», и на то, что «окна не жалеют желтых слез, скорбя по угасающему лету», и ,конечно же, на задумчивую, загадочную красавицу луну, помогающую поэту высказать все, что накопилось в его душе. Он учит нас СО-ЧУВСТВОВАТЬ и СО-ПЕРЕЖИВАТЬ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий