вторник, 4 февраля 2020 г.

Кузнецова В. Душа поэта и художника


Валентина Евгеньевна Кузнецова

Книгу стихов Николая Колычева «Куда ты уйдешь?..», выпущенную Паломническим центром Мурманской и Мончегорской епархии «Под сенью Трифона», проиллюстрировал заслуженный художник России Анатолий Сергиенко. Естественно, что презентация книги прошла в зале Паломнического центра и на ней присутствовали и поэт Николай Колычев, и художник-иллюстратор Анатолий Сергиенко.

Иллюстрация книги – дело нелегкое, а дуэт художника-иллюстратора и поэта – явление тем более редкое. В 2008 году у Дмитрия Коржова вышла  хорошая книга «Мурманцы». Насколько же неудачно книга была проиллюстрирована. Иллюстрации снижали впечатление от прочитанного. Когда я читала книгу, то иллюстрации закрывала промокашкой, чтобы они не мешали восприятию текста. Или другой случай: у Михаила Зверева вышла книга стихов «Любовь не перестает» с иллюстрациями художника Сергиенко. Стихи были неровные – попадались и откровенно слабые. Рисунки Сергиенко выравнивали это, делали книгу сильнее, чище, выше. Союза поэта и художника не было, художник помогал поэту.
В сборнике же Колычева созвучный и гармоничный дуэт.

На презентации художнику ставили в упрек, что иллюстрации даны на темном фоне, но вникнем, о чем пишет автор.

 «Все стыло вокруг. Все мертво...
- Уйду я из этих мест!
- Куда?
- На кулички, к черту!
...И сзади остался Крест.
………..…
Зарылась в снега дорога,
Торчит из сугроба рожь...
Куда ты, дурак, от Бога.
Бродя по Руси, уйдешь?..»
Иллюстрация «Темнота».


 Люди идут, не замечая креста... Мимо, мимо... Фрагмент рисунка вынесен на обложку, а на последней странице – фон светлый. Люди выходят из темноты к свету.
Когда шла презентация книги, я, слушая стихи Колычева, без конца вспоминала стихотворения еще трех авторов: питерца Бориса Орлова, бывшего североморского офицера, Николая Зиновьева из Краснодара и Светланы Сырневой из Кирова. Так близки темы их дум, так болезненно воспринимают они ту темноту, в которой мы сейчас находимся. Так уверены они, что только духовная жизнь поможет всем нам выйти к свету.



Николай Зиновьев:
«...Раньше тайно мы верили в Бога,
Нынче тайно не верим в Него...»

Борис Орлов:
«...За деньги все – лекарства и отрава.
Деньгами души выжжены дотла,
А у народа отобрали право
Бесплатно делать добрые дела.
В умах разброд, а в душах – униженье,
Народ распался на продажный люд...»

Светлана Сырнева:
«...Скажут: обворовала
Безрассудная вера!
Ты горька, как осина,
Но превыше и лести, и срама –
Моя Родина, самая сильная
И богатая самая»

Вот и Колычев о том же самом:
«Не желал богатства я
Никогда!
Я из тех, кто счастье
Иное ищет.
Не велик достаток – да нет стыда...
А теперь мне страшно. Боюсь быть нищим
На меня с укором родня глядит:
Был, мол, человек, да весь вышел – в песни.
Если бы, к примеру, я был бандит,
То катал бы внуков на «Мерседесе».
Что с тобой, Россия? И что со мной?
Все вокруг погано – продажно, ложно...
Ведь страна – родная! Народ – родной!..
Отчего же, Господи, жить так тошно?
В сердце – словно ночь без луны и звезд,
Где жила любовь – поселились страхи.
Я не здесь родился. Не здесь я рос.
Я хочу дожить там, где Русью пахнет.
Отчего в почете и вор, и хам?
Отчего в загоне добро и честность?
Не по добродетели – по грехам
Разошлись богатства, чины, известность.
Я и сам не знаю – зачем пою?
Я и сам не знаю – чего мне надо?
Грезится – когда-то я жил в Раю,
Кажется теперь, что дошел до Ада.
Где мой Рай утраченный? Где мой путь?
Людям в ноги падаю, Христа ради,
Научите милые, кто-нибудь,
Как дожить по совести и по правде...»

Художник нашел удивительный подход к книге. Он не иллюстрирует каждое стихотворение, он иллюстрирует книгу, тот дух, которым проникнута она, он иллюстрирует поиски духовного пути народа русского. Основное для художника – проиллюстрировать сферы собственного подсознания поэта, он не ищет какие-то формальные приемы, а умеет найти адекватное соответствие формы и содержания. Он обладает искусством раскрепощения, образным мышлением поэта.



У Колычева есть духовная связь с поэтами, которые чувствуют себя народом русским. Возьмем хотя бы стихотворение Сергея Есенина:

«Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать от голода качается, болезный»
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, Мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь»
Так было в начале 20-х годов XX столетия.

Сравним с сегодняшним временем. Николай Зиновьев:
«В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, Он изрек:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой нуждою ты тесним?»
И человек сказал: «Я – русский»,
И Бог заплакал вместе с ним».

Колычев берет только цитату из стихотворения С. Есенина эпиграфом к своему стихотворению:
«Приморозило. И снег - уже стойкий.
За окном – в сугробах – автомобили.
Бич на улице замерз. На помойке.
Нынче ночью. Поутру – вывозили.
Что с того? Однажды смерть встретит каждый.
Может к лучшему  - отмучался, бедный.
Он вообще-то был нисколько не страшный,
Не назойливый, не наглый, не вредный...
Смерть одна, да помираем – все розно.
Жизнь одна, да всяк по своему мерит...
А в подъезде он, поди не замерз бы.
Но вы видели подъездные двери?
Я проснулся нынче ранней порою,
Я глядел в окно – его увозили.
Вы стучитесь – учат нас – вам откроют...
Вряд ли кто-то вам откроет в России.
Умер бич. Не друг, не враг... Просто – лишний,
Только сердце болью стиснуло – ой, как!..
Ведь Христос всегда ходил к людям – нищим.
Кто мне скажет, кем он был – бич с помойки?
Малодушны стали мы, узколобы!
Обезлюбели, мечтая о чуде...
Человек – он всякий – Богу подобен.
Постучит Христос – вы впустите, люди?
...Сам себе организую попойку,
Ночь повиснет за окном тьмою вязкой...
Бич на улице замерз. На помойке.
Ну, и Бог-то с ним...
И Бог – с ним!
А я - с кем?..»

Как иллюстрировать такое стихотворение художнику?



Страшная эволюция произошла с людьми. Равнодушие ко всему миру, дума только о себе, о собственных заботах. Прав Борис Орлов, утверждая: «...Раньше были господа – дворяне. В наше время воры – господа...»

Созвучно с нашими мыслями звучит стихотворение Колычева «Как хочется верить»:

«...Как хочется верить, что смертью не кончится жизнь,
Как хочется верить, что всем по заслугам воздастся,
Что даже всемирным богатством, нажитым во лжи,
Не купишь и крошечной дольки Небесного Царства...»

В сборник включены 17 стихотворений и три поэмы. В поэмах «На разорение Кандалакшского монастыря», «Жернова», «Сказание о ста шестнадцати мучениках» использован тот же прием иллюстрирования. Даны три иллюстрации, каждую из них можно отнести к любой поэме.

«...Словно я уже Русь схоронил,
Словно я сам себя хороню...
Боже, думу во грех не вмени!
Спаси, Господи, душу мою».

Удивителен союз поэта и художника. Они дополняют друг друга, делают восприятие стихов глубже. Подчеркивают духовную мысль стихотворений и, в общем, дают ответ на вопрос заглавия книги. Выход из тупика – высокая духовность, ведь русский народ силен своей духовностью.

Книга начинается стихотворением:
«Здравствуй, церковь! Примешь? Впустишь?
Каюсь, грешен, жил безбожно.
Я пришел, поскольку – русский.
Я пришел, поскольку – тошно...»

Художник четко уловил эту философскую мысль автора стихов. Люди живут в мире изначально греховном. Человек с христианской совестью (пусть не христианской, а просто гуманитарно-нравственными принципами) кажется сейчас сумасшедшим, потому что мир давным-давно придумал правила игры, где порядочность существует в узких рамках социальных институтов, а если она выходит за эти рамки, то носитель этой порядочности становится для общества персоной отвергнутой. Книгой и автор, и художник говорят о возможности духовного возрождения человечества:

«...Не моги, душа,
Не покаяться...
...............
...Покаянье в нас
Обеляет грех...»

Вот такой дуэт получился в этой книге у поэта Николая Колычева и художника Анатолия Сергиенко.


     // Под сенью Трифона.- 2012, №3, С.21-24.  

     // Православная газета. - 2011. - №11-12. - С.14.

Комментариев нет:

Отправка комментария