Предисловие к книге Николая Колычева "Некрасивое".
Вопрос
Н. Заболоцкого из гениального стихотворения «Некрасивая девочка» - «…что есть
красота?» - в эстетической системе координат
ничуть не менее важен, чем в этической – гамлетовский «быть или не
быть?» или в исторической – вопрос Пилата
Понтийского «что есть истина?» (Иоанн XVIII, 38). Но если на вопросы принца
датского или прокуратора Иудеи пытаются ответить политики, философы, историки –
и сама История, то на вопрос поэта – только поэты. Или – в более общем смысле –
художники.
Николай Колычев. Фото О.Потаповой |
Читая
эту рукопись, я ловила себя на мысли, что если заполярный поэт Николай Колычев
(тёзка Заболоцкого и Рубцова, но и Некрасова!) ушёл от
тютчевско-есенинско-рубцовской традиции гармонического стиха, которой следовал
всю предыдущую жизнь, значит, гармоническая поэзия перестала отвечать на вызовы
времени:
Я потому, надрываясь, рыгаю стихами разодранными,
Что вокруг всё
— враздрай!
Так
оно и есть! Именно поэтому – и ни почему другому – поэзия перестала
восприниматься большинством людей, а поэты занялись досужей игрой и
выгадыванием премий.
Попытка
Колычева перейти на тонический акцентный стих – не игра. Это серьезно – и куда
более серьезно, чем смена формы, чем вечный поиск поэтом наиболее адекватного
себе и времени способа выражения. Предшественник Колычева в этом разрыве с
классической традицией – Владимир Маяковский, обнаружив пресловутую «улицу
безъязыкую», не выдержал в итоге отнюдь не безмолвия улицы, но еще в XIX веке
просевших оппозиций: «поэт и толпа», «поэт и власть». Вселение в новую квартиру литейщика Ивана
Козырева для «горлана-главаря» явилось откровением, поэт попался в эту ловушку
и потерял дар озвучения безъязыких и бесквартирных, а главное – некрасивых.
Потерял – и погиб, потому что, выставляя себя «заморским страусом», был рожден
русским поэтом – страдальцем и молитвенником за сирых и голодных, а не
добившихся двусмысленного успеха. Вряд ли Иван Козырев удовлетворился подачей
горячей воды. А миллионы бескозырных остались вообще «от жажды умирать над
ручьем». Поэты же после Маяковского научились ловко манипулировать властью,
себя, любимых, поименовав иванами бездомными и получив под эти псевдонимы
разного рода казенные дома, – уж кому как повезло.
А.Сергиенко. Оформление книги Николая Колычева "Некрасивое" (2013 год). |
Нового
Колычева, поэта без толпы и власти, и в этом смысле, в отличие от Маяковского,
абсолютно свободного, мучают совсем другие оппозиции новой России:
Нет, мы не против «нанАтехнологий»,
Только
у нас...
туалеты
— на улицах.
Вернемся, однако, к проблеме
красоты. Цитатами из классики так же ловко, как социальными проблемами, – в
свою пользу – научился манипулировать персонал, обслуживающий искусство, –
критики и «веды» всех мастей. Между тем, в так и не прочитанном романе
Достоевского «Идиот» юноша Ипполит Терентьев цитирует слова князя Мышкина о
спасении красотой иронически, как и полагается юности. Ипполита интересует
прежде всего вопрос «какая красота спасет мир». На сие вопрошание князь
Ипполиту ответа не дал. Возможно, по замыслу автора-провидца предоставил
отвечать нам. «Красота» теплого туалета и гламурного журнала наш мир – Россию –
явно не спасли, да и не на то поставлены. Что остается в этой ситуации поэту?
Отказаться от красоты-гармонии, обросшей слишком многими внешними признаками,
научиться находить красоту в безобразном – и двигаться через толщу этого безобразного, то есть потерявшего либо
не обретшего Образ, к открытию: «Неказистое порождает прекрасное». Путь этот
трагичен, поскольку вокруг
…плывет и корчится
Мир, изнасилованный некрасивым.
(у
Маяковского, как помним, улица именно «корчилась».)
А.Сергиенко. Иллюстрация к книге Николая Колычева "Некрасивое" |
Поскольку
поэзия есть великая компенсация за несовершенство мира, во многом Колычев,
пользуясь магическим происхождением стиха, уговаривает, заговаривает себя – из
прежних, гармонических навыков:
Россия — высосанная, изнасилованная,
для меня остаётся красивою.
Или:
Внутри мы все чище, добрее, мудрее, красивей,
чем то, что проклятая жизнь сотворила из нас!
Увы,
на данном, как говорится, этапе это не так! Но если магический заговор –
прародитель поэзии – помогает избавиться от того избытка боли, за которым она
теряет свой спасительный и очистительный смысл, – да будет заговор! В модном
конспирологическом значении слова это союз поэта и подлинной, неразгаданной
Красоты – высшего проявления Бога в людях. «Это спасенье — сечением Кесаревым»,
когда жизнь извлекается мучительным иссечением плоти. Но несоизмеримо более
пыточный способ спасения – «водвижение» Духа, «угля, пылающего огнем», «во
грудь отверстую», в открытую рану души поэта, только через такую пытку имеющего
шанс получить дар пророчества.
А.Сергиенко. Иллюстрация к книге Николая Колычева "Некрасивое" |
Перед нами – новый поэт и обновленная Духом душа,
совершившая над собой «колычево сечение».
С
Заболоцкого начали, им и завершим:
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
Комментариев нет:
Отправить комментарий