воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Иванов Г. О Николае Колычеве

(Предисловие к сборнику Н. Колычева «Гармония противоречий»)


Сейчас в ходу выражение «по гамбургскому счёту». Так вот если по этому самому счёту говорить, то для меня сегодня уровень современной подлинной русской поэзии определяется четырьмя именами. На севере – это Николай Колычев, на юге России – Николай Зиновьев, на востоке – Владимир Башунов из Барнаула, сожалению, он недавно умер, на западе – Глеб Горбовский.
Такой вот поэтический крест на всю Россию.
В своей оценке я исхожу, прежде всего, из оценки самого дара этих поэтов. Это на сегодняшний день, пожалуй, самые одарённые наши поэты. Их стихи самые нерукотворные. Именно через этих поэтов,  мне представляется, нам посылается подлинная поэзия
Николай Колычев для меня двойная радость. Несколько лет в юности я жил в Кандалакше, работал там в газете, уходил оттуда в армию. И этот же город – родной для Николая. Так что, когда сердце просит северных воспоминаний, я, прежде всего, беру в руки книгу стихов Николая Колычева и читаю:

Я за речку пойду… Там кончается город деревнею.
Я за речку пойду. Там всегда хорошо, за рекой.
Я пройду по деревне к поморскому кладбищу древнему,
Там над мысом свиваются ветры – лесной и морской.

Именно в этом месте, где речка Нива впадает в Кандалакшский залив, стоял дом, в котором я тогда жил. Так что Николай даёт необыкновенную радость через поэзию побывать там, где я тоже наполнялся поэзией Севера, поэзией мира.
Если попробовать в нескольких словах сказать об особенностях колычевского притяжения, то для меня это заключено в его же словах: «Хочется петь что-то нежное. Хочется плакать и каяться». Вот Глеб Горбовский издал книгу «Окаянная головушка» Колычев тоже – окаянная головушка. Но и вместе с тем – покаянная головушка.
Он любит нежно, он кается предельно искренне, душа его распахнута миру, слово его простодушно и ёмко.

Душа к высокому стремится,
Туда, откуда снег идёт.

Николай смело кидается в схватку с жестоким временем, у него немало публицистических порывов, но эти порывы у него не выпирают, они органичны, ибо всё у него, у подлинного поэта, органично, всё пребывает в одном, поэтическом состоянии.

Замечательно он пишет и о Севере, и о любви, и о трудном возвращении русских людей к вере, и пронзительно выражает собственную судьбу, судьбу современного русского поэта. И всё это вместе – наша общая радость, что есть у нас такой поэт! Николай Колычев!



Колычев Н.В. Гармония противоречий: Стихотворения. – Мурманск: Кн. Изд-во, 2007. – С.7-8.



Комментариев нет:

Отправить комментарий