понедельник, 9 июня 2014 г.

Я люблю этот памятник!

Николай Колычев 

 

Одна женщина резко высказалась по поводу альманаха "Площадь Первоучителей", да и по поводу такого же названия городско площади в Мурманске. И ещё больше. Она выкрикнула истерично: "Зачем Мурманску этот болгарский памятник?" При этом она была столь категоричной, что и слова в ответ не захотела выслушать. Скажу по секрету, что женщина эта несёт службу в одном из мурманских административных кабинетов... Она разрядилась, сбросила свое раздражение и даже злобу, а я вот хожу, беспокоюсь и мучаюсь. Что за страшилище!.. Что за злобство!.. Что за мракобесие!.. Да ведь это духовное уродство!.. А вдруг таких много?!.. Жутко!!

Вот эта женщина сидит в своём кабинете, пишет без устали свои чиновничьи бумаги. Потом, может, пишет письмо кому-то близкому - пишет всё теми же буквами, которые нам подарили равноапостольные Кирилл и Мефодий! Больше тысячи лет назад. И люди приняли письменность из их рук, и развили её, и сохранили и развили свой язык. Можно занимать разные позиции - научные, политические - но при этом нельзя не пользоваться языком, конкретным языком. в нашем случае - русским. И значит, необходимо, занимая даже разные политические позиции, беречь свой язык, любить, чувствовать благодарность тем. кто развивал его, оснащал письменностью. Ведь "язык" - это "народ" (Пушкин: "и назовет меня всяк сущий в ней язык"). Это первое.


Второе. Даже школьники знают, что Кирилл и Мефодий - дали письменность не болгарскому языку (в современном понимании), а древнеболгарскому, который был очень близок древнерусскому, но по сути это был как бы о дин язык. И значит, для нас, если смотреть через тысячелетнюю толщу времени. Кирилл и Мефодий - наши предки, наши древние герои...
Третье. Кирилл и Мефодий не просто оснастили речь письменами, они перевели Священное писание, а для этого создали литературный язык.

Четвертое. Даже если воспринимать, что Первоучители пришли с болгарских земель - хотя так сказать нельзя (они пришли со славянских земель!), то почему не воспринять их, как символ братства. Ведь и украинцы, и белорусы, и чехи, и сербы, все югославы, и сами болгары - все чтут их! И памятник стоит в Мурманске, где абсолютное большинство населения составляют русские, украинцы и белорусы!.. Я очень люблю памятник Кириллу и Мефодию (не только потому, что участвовал в проведении первого праздника Дня славянской письменности в 1986 году). Трудно не согласиться, что это - самый красивый. совершенный монумент на Кольском полуострове.

Ну, и самое главное. Возрождение Дня славянской письменности и культуры, начавшееся у нас, на Севере России, установление памятника Первоучителям славянским (подаренного нам Болгарией), рождение Площади Первоучителей в центре Мурманска, а теперь - появление альманаха "Площадь Первоучителей", всё это - значительный ряд духовных событий.

Тот факт, что праздник "пошёл по России", подтверждает значимость этих событий. У нас, северян, есть право гордиться этим. Думается, что, если соединить эти события с установлением в Заполярье Мурманской и Мончегорской епархии и возрождением самого северного Трифонова-Печенгского монастыря, то, мне кажется, можно сделать следующее обобщение: со времени Феодорита Кольского и Трифона Печенгского не было на мурманской земле столь мощного и значимого в масштабах всей России духовного движения.

И последнее. Многие годы мы с восторгом смотрели на памятники боевой славы в нашем крае. И справедливо. Но сегодня - это памятники славы разрушенной державы. И Алёща не так уж грозно взирает на Запад. За его спиной нет того флота, того ракетного обеспечения. Внутренние враги России, как морские черви, изгрызли, источили флот и армию. Вряд ли мы сегодня можем противостоять алчному европейскому соседу. А если и сможем, то - пройдя через духовное укрепление, утвердясь православной верой, одухотворясь от общения со своей многовековой историей, питаясь от духовных корней.


Славянский ход. - 2000. - №4. - С.2.