пятница, 13 июня 2014 г.

О слове, о письменности

Николай Колычев



Письменность - это то, что мы получаем в результате письма. Текст, написанный от руки. Чистописание.
Задумаемся, как мы пишем? Почему мы пишем? Какие у этого последствия?
На сегодняшний день наиболее сохранившими свои национальные культуры считаются страны Востока. Они  не в такой мере подвержены влиянию Запада Смогли сохранить традицию и национальной одежды. и отношений в обществе. и своеобразие в искусству.
В Японии или Китае очень трепетно относятся к написанию иероглифов. Человек, умеющий правильно и красиво писать от руки, достоин в этих странах уважение и почитания. Существуют учебные заведения, где специально обучают этому.
В арабских странах, где национальные традиции, где национальные традиции тоже устояли от разрушительного внешнего влияния, человек, не владеющий арабской вязью, никогда не займет высокого положения в мусульманском мире.
А в России?

Мы всё реже пишем друг другу письма, потому что пишем так, что с трудом понимаем сами себя. Наши дети пишут еще страшнее.
За последние несколько десятилетий русская школа претерпела несколько [таких] разрушительных реформ, что результаты их - непредсказуемы.
Люди старшего поколения помнят уроки чистописания. Прописи, галочки, кружочки... Внутренняя подготовка к написанию буквы, к воспроизведению Слова. Согласитесь, что печатание на машинке. компьютере - это совсем другое.
Буслаев, рассуждая об истории развития русской литературы, отмечал положительную роль "списочной" литературы. Одним из главных плюсов он считал неспешность восприятия переписываемого текста, более глубокое проникновение в него.
Вспомним историю, как быстро в списках расходилось "Горе от ума", и в результате крылатые фразы гениальной комедии настолько прижились в народе, что даже люди, никогда их не читавшие, нередко цитируют, не задумываясь...
Я помню реформу в школе, когда простые ручки заменили на шариковые, изменились тетрадки и даже написание букв. Тут произошла реформа начертательной письменности в России. Собственно говоря. изменилось изображение Слова. а значит...
Представьте подобную реформу в Китае, Японии... А в России всё прошло гладко и спокойно.
Возможно, это был самый сокрушительный удар... Мы молчали.
Отучение от начертательной письменности происходило и происходит на всех уровнях.
"Рукописи, написанные от руки, не принимаются и не рассматриваются".
А почему? Учись писать красиво и разборчиво - и присылай.
Почему нельзя составить документ от руки? Но сегодня  - это признал либо дурного тона, либо нищеты.
Нынешнее поколение обучающихся в учебных заведениях, благодаря развитию техники, начинают мыслить не начертанными словами, не прочитанными и осмысленными текстами. а образами, представляемыми экраном дисплея или видеомагнитофона - практически не содержащими Слова.
Даже в последних экранизациях все меньше закадрового текста. Предпочтение отдается действию.
Но что бы стоили экранизации батальных сцен "Войны и мира" без толстовского осмысления их?
Я думаю, что вопрос о возвращении русской школе русской письменности должен быть поставлен самым серьезным образом и на самом высоком уровне. Начальным классам школы необходимы уроки чистописания, неторопливая выработка правильного почерка.
Существует наука графология - определение характера и наклонностей по почерку. Я думаю, она неспроста существует. Возможно, научив человека изначально правильно писать, можно научить его, в какой-то мере, правильно жить.
Я всё это написал ужасным почерком, и мне стыдно.


Славянский ход: К единению. - 1998. - С.9