понедельник, 11 февраля 2013 г.

Иннокентий Петров. Полёт без возвращения


В областной научной библиотеке был представлен на суд слушателей новый магнито-альбом песен мурманчанина Александра Базанова на стихи известного мурманского поэта Николая Колычева.

"Музыка поэзии-2"

Среди бардов Кольского полуострова Александр Базанов выделяется принципиальной причудой: он пишет музыку только на чужие стихи. Первый сборник песен Базанова, вышедший на компакт-кассете пять лет назад, так и назывался - "Музыка поэзии".
И вот вторая компакт-кассета. И если на первой Базанов положил на музыку стихи разных местных стихотворцев, то на второй представлена поэзия одного-единственного.
- Когда пару лет назад, - говорит Александр, - я открыл сборник стихов Николая Колычева "И вновь свиваются снега", то прочел его запоем, от корки до корки. Это удивительная поэзия! Хорошие стихи тем и хороши, что их тянет перечитывать. А я перечитывал уже под гитарный перебор...
Впрочем, поэт Колычев и сам не прочь подыграть себе на гитаре. Три года назад он записал на студии областного радио ныне раритетную кассету своих песен под собственное сопровождение на гитаре. Но таких искусных аранжировок автор стихов наверняка не ожидал. Ведь Александр Базанов по сравнению со своей "Музыкой поэзии" не просто сделал шаг вперед, он, на мой взгляд, взмыл на другой музыкальный уровень. 

"Поговори хоть ты со мной, 12-струнная..."

Гитарист Базанов, электрик торгового порта, более известен в кругах творческой молодежи города как президент мурманского клуба авторской песни "Пять Углов", отдающий все свободное время увлекательной возне с юными талантами. Вот и для записи новой кассеты он привлек молодое дарование - недавнего студента музучилища, работающего в акустическом ансамбле бара "Актер", Алексея Плешкова. Гитарный дуэт получился на славу, звучание на кассете отменное (запись сделана в студии Мурманского музучилища опытным звукорежиссером Евгением Мациевичем).
Тем любопытнее было пойти на живое выступление в областную библиотеку, поскольку у любителя акустической гитары после прослушивания записи на домашнем магнитофоне возникает резонный вопрос: как же это делалось?
Живой звук в уютной Литературной гостиной превзошел все ожидания. Александр Базанов пел под японскую шестиструнку "Yamaha", а Алексей Плешков подыгрывал на 12-струнной гитаре "Phill" (фирма эта менее известная, корейская). И вот здесь надо раскрыть загадку звукозаписи: все сольные импровизации, порой вполне виртуозные, Алексей Плешков проделывал как раз на своей гитаре! Использовать акустическую двенадцатиструнку в качестве соло-гитары - это ново, свежо, стильно, наконец. Вот откуда такая необычная, "рояльная" окраска гитарного соло. Еще раз подтвердилась избитая истина: добрым мастерам акустического звука вовсе без надобности электронные примочки находчивой попсы.

Романс в блюзовых тонах

Из 17 песен нового альбома при общем высоком поэтическом уровне исключительными в своей образности можно считать, на мой небесспорный вкус, как минимум четыре: "Непогода", "Дворик", "Родное" и особенно песню "Тихая осень" (в печатном сборнике Колычева это единственное стихотворение дано без названия).
Николай Колычев сравнивает нашу заполярную осень с отлетающей птицей, повадки которой до поры не понять. И вдруг к почти бытовой картине дается пронзительный комментарий: "То ли прощанию учит она, то ли прощению? Это полет, предназначен и нам, - без возвращения...".
Вот он, классический ход традиционной русской поэзии, за который так любят ее знатоки! Говорят, эту песню уже попросил в свой репертуар один из мурманских исполнителей русских романсов, хотя Александр Базанов подал стихотворение в форме, строго говоря, блюза, в полной мере использовав нервный ритм стиха Колычева, где четырехстопный дактиль с мужской рифмой перемежается с дактилем двухстопным.

Запасной аэродром

Особняком в новом альбоме стоят две детские песни на стихи Колычева. Блистательная игра слов в юмористической миниатюре "Мурка-мурмяучанка" (о кошке, живущей в добром Мурмурманске), убийственная пародийность на слащавую попсу с ее роковыми любовными страстями в песенке "Любовь первоклашки".
Исполнять детские композиции помогала Александру Базанову на концерте жена Светлана. К слову, семейный дуэт Базановых "Светлячок" - весьма популярен в детсадовских кругах Мурманска, где супруги выступают с неизменным успехом.
- У нас уже готов материал на альбом детских песен! - с гордостью говорят Базановы. - Детские якобы песни стали для нас надежным запасным аэродромом...
Неправда. У поэзии нет запасных аэродромов. Билет куплен в один конец. Езда в незнаемое, полет без возвращения.



Вечерний Мурманск. – 2003. - 25 июня