вторник, 12 февраля 2013 г.

Татьяна Рябинина. Урок-исследование на тему

«Нет, тайну не изгнать с моей земли» (Поэзия Николая Колычева)


В этом древнем, как мир, сочетанье
Трав, деревьев, небес и воды
Есть какая-то высшая тайна
Невозможности всякой беды
                                                                           

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с личностью Н.В.Колычева.
2. Раскрыть своеобразие его творчества: связь с традициями фольклора и русской классической поэзии; гуманистический пафос, философскую глубину, художественное совершенство его   стихов; Отражение в них как вечных тем, так и «больных» проблем современной действительности.
3. Закрепить литературоведческие знания и умения учащихся, навыки анализа художественного текста.
4. Развивать поэтический слух учащихся.

Оборудование урока:

1. Книги:
Колычев Н.В. Учусь грустить и улыбаться: Стихи. – Мурманск, 1990.
Колычев Н.В. Звонаря зрачок: Стихи. – Мурманск, 1993.

2.Статьи:
Антонян Н. Поэт в России больше, чем поэт  // Полярная правда. – 1992. – 25 июля.
Галюдкин В. Хорошо, что  он на свете есть  // Полярная правда. – 1989. – 16 апр.

3.Справочная литература:
Краткий словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- М.: Просвещение, 1978.

4. Портрет Н. Колычева

5. Карта Мурманской области с обозначением условными знаками городов Мурманска, Кандалакши, поселка Лувеньга.

6 Магнитофон.

7.Кассета с записью инструментальной аранжировки русских народных песен «Степь да степь кругом» и «Лучина» («То не ветер ветку клонит…»).

8. Кисть рябины

9. Свеча.

Подготовка к уроку:

            За две недели до урока учащиеся получают задание вспомнить и систематизировать основные особенности поэтики русского фольклора и художественной системы С.Есенина. Один ученик проводит сравнительный анализ стихотворений «Поезд» Н.Рубцова и Н.Колычева.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя (оно звучит на фоне исполнения инструментальной аранжировки любимой песни Н.В.Колычева «Степь да степь кругом»):

- Поэзия – всегда тайна. Сегодня нам предстоит прикоснуться к тайне творчества мурманского поэта Николая Владимировича Колычева.

Николай Владимирович родился в 1959 году в Мурманске. Рос в Кандалакше, учился в средней и музыкальной школах.  После окончания восьмого класса отправился в Ленинград поступать на судомеханическое отделение среднего мореходного училища. Деньги на поездку заработал сам – трудился докером в порту. Поступил. На третьем курсе был вынужден оставить учебу. Служил в армии. Потом сменил несколько профессий, пока не стал свободным фермером. Ездил на заработки в Норвегию. Живет в поселке Лувеньга под Кандалакшей.

Пишет стихи. Часто исполняет их под собственный аккомпанемент на гитаре или на фортепиано.  Выпустил три поэтических сборника*. Печатался в журналах «Нева» «Север», в альманахе «Поэзия», в мурманских газетах. В 1991 году был принят в Союз писателей России.
Вот такая, не отмеченная особыми событиями биография человека, которого считают одним из лучших поэтов современной России.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня нам предстоит узнать, чем обусловлена такая высокая оценка творчества нашего земляка.
Тема урока: «Нет, тайну не изгнать в моей земли» (Поэзия Николая Колычева).
Мы должны проследить истоки творчества мурманского поэта, понять особенности его мировосприятия и эстетической системы, выразить свое отношение к его поэзии.

III. Работа с текстами стихотворений Н.Колычева.

1.  Элементы сравнительного и лингво-поэтического анализа стихотворения Н.Колычева «Не вспомнит никто позабытое имя…».

1)  Комментарий к стихотворению и чтение текста учителем.

-  В творчестве многих великих поэтов есть стихотворение «Памятник» - оценка всех жизни и поэзии автора. Мы помним величественные «Памятники» Горация, Державина, Пушкина. Есть аналог такого стихотворения и у Николая Колычева. Но уж очень странный этот «Памятник». Нам предстоит объяснить его своеобразие.


* * *
Не вспомнит никто позабытое имя,
Могилу мою не омоют слезами.
Я долгие голы трудился в пустыне
И замок построил. Прекраснейший замок!
Но древние старцы, явившись, сказали:
-  Назад никому не дано возвратиться.
Как много упущено в самом начале!.. –
Печальные старцы, печальные лица…
Не понял я старцев, их взглядов печальных
И слов их, пропетых с тоской неземною…
Пусть много упущено в самом начале,
Я замок построил! Я замок построил!
-  Кто может охаять творение это? –
Никто не ответил на дерзкие речи.
Но замок качнулся от сильного ветра…
Под зыбкие камни подставил я плечи.
А старцы…
Не старцы – злорадные птицы
Взлетели, и доброе солнце потухло.
Я в глыбу гранита хотел превратиться,
Чтоб замок не рухнул,
Чтоб замок не рухнул.
Но скоро был вдавлен я в землю по горло,
И крик мой последний был криком отчаянья…
Остались руины,
Как памятник скорбный
Тому,
Что упущено в самом начале.

2)   Беседа с учащимися по тексту стихотворения.

- Это одно из самых горьких  и пронзительных созданий Колычева. Идея традиционных, классических «Памятников» - бессмертие поэзии, продолжение жизни  поэта после смерти в его стихах.
Как звучит эта мысль у Пушкина?

                     Нет весь я не умру – душа в заветной лире
                     Мой прах переживет и тленья убежит.

- Найдите выражение этой мысли у Колычева.
- У него звучит антитеза  идеи бессмертия поэта:

                     Не вспомнит никто позабытое имя…

- Попытаемся объяснить противоположное звучании е  идеи у двух разных поэтов. То является символом поэзии у Пушкина?
- Нерукотворный памятник.
- Что служит символом поэзии у Колычева?
- Замок в пустыне.
- Что обозначает этот образ в данном контексте?
- Это прекрасное, стройное, гармоничное творение, которое стоит на песке и обреченное превратиться в руины.
- Слово «пустыня» употреблено поэтом в переносном смысле. Обратившись к тесту стихотворения, подберите несогласованные  определения в этому образу.
- Пустыня одиночества, пустыня зла, пустыня отчаяния.

3). Постановка учителем проблемного вопроса.

- Итак, замок в пустыне – прекрасное творение, не имеющее под собой почвы т обреченное на гибель; создание, красоты которого в людской пустыне никто не оценит. Нам важно понять. Чем вызвана такая горькая оценка поэтом своего творчества и прав ли он в своей оценке?

2.Структурный анализ стихотворения Н.Колычева «Опять под слезным небом распростерты» в сочетании с сопоставительной интерпретацией текста.

1) Вводный комментарий учителя к стихотворению и чтение текста учеником.
- Стоит ли «замок поэзии» Колычева на песке или он имеет под собой твердую почву? Что определяет художественный мир автора? Что составляет фундамент «замка поэзии»?
- Классические традиции, особенности личности и судьбы поэта, время и место, в которых он живет.
- Чтобы понять отношение Колычева к классическим традициям, обратимся к его патриотической лирике, так как тема Родины – одна из главных тем всей русской поэзии.
           
***
«О, Русь моя! Жена моя!…»
А.Блок

Опять под слезным небом распростерты
Печальные дожди – по всей России.
И я брожу, с последних листьев желтых
Сцеловывая капли дождевые.

Я вновь заметил: листопад степенный –
Лишь связь непродолжительных падений.
Под этим небом всё живое – тленно,
Но жизнь есть бесконечность повторений.

И ветви зарастают светом тусклым
Там, где листву повыплакали чащи.
И сердце откликается по-русски
На каждый оклик надо мной летящих…

Но грусть моя – причастие и только.
Мне не испить твой океан печали,
О Родина!
Как хорошо…
Как горько…
И хочется, чтоб «горько» прокричали.

2)  Беседа с учащимися по тексту стихотворения.

- Почему эпиграфом к этому произведению поэт поставил определение Родины из стихотворения А.Блока «Река раскинулась. Течет. Грустит лениво…» Найдите в тексте обоснование эпиграфа.
- О Родина! Как хорошо! Как горько!
И хочется, чтоб горько прокричали.
- Вы привели строки, в которых заключена идея не только данного стихотворения, но и всей патриотической лирики Колычева. Как вы понимаете эти строки?
- Поэт как бы венчается с Родиной (ведь «Горько!» кричат на свадьбе). Для Колычева, как и для Блока, Россия – невеста, жена. Сочетание «Как хорошо! Как горько!»
выражает двойственное отношение к Родине.          
- Такое отношение сближает Колычева и с Блоком, и с Лермонтовым, который первым сказал о странной любви к Отчизне.

Особенность патриотической лирики Колычева состоит и в том, что стихотворение о Родине звучит у него одновременно в трех регистрах: эпическом, интимно-лирическом и философском.
Что придает этому стихотворению эпическое звучание?
- Эпиграф, который отсылает нас к блоковскому циклу «На поле Куликовом»; использование приема гиперболы: «распростерты печальные дожди по всей России», «мне не испить твой океан печали».
- Что позволяет нам говорить об интимно-лирическом звучании стихотворения?
- Наличие лирического героя, отношение к Родине, как к жене.
- Найдите в тексте строки, придающие стихотворению философскую глубину.

                        - Я вновь заметил: листопад степенный –
                        Лишь связь непродолжительных падений.
                        Под этим небом все живое тленно,
                        Но жизнь – есть бесконечность повторений.

- Это четверостишие – обобщение философской системы Колычева, который видит мир в его целостности и единстве, любит жизнь, но спокойно относится и к смерти. Не напоминает ли данная строфа строки другого русского поэта, и если да -  то какие?

                       - Все мы, все мы в этом мире тленны,
                        Тихо льется с кленов листьев медь…
                        Будь же ты вовек благословенно,
                        Что пришло процвесть и умереть.

- Сергей Есенин очень близок нашему земляку. Этих поэтов роднит и мироощущение, и художественная система. Попытаемся в стихотворении Колычева найти отзвуки поэтики Есенина.

- Мы находим здесь отличавшие Есенина приемы антропоморфизма («там, где листву повыплакали чащи… ») и психологического параллелизма (состояние осенней природы созвучно грусти лирического героя), а также любимый Сергеем Александровичем образ улетающей птичьей стаи. Мелодика колычевского стиха напоминает звучание есенинской лирики.

- Куда уходят истоками эти особенности поэтики?
 - В русское устное народное творчество.
 - Это действительно так. Колычев не подражает Есенину. Просто он черпает вдохновение, образы, музыку стиха, поэтические приемы из того же океана русского фольклора, который питал и Сергея Александровича.

Итак, обратившись к одному только стихотворению Николая Колычева, мы увидели, что «замок» его поэзии стоит не на песке, а на фундаменте русского фольклора и классической поэзии.

3.       Сравнительный анализ стихотворений «Поезд» Н.Рубцова и Н.Колычева.

 1)Слово учителя.
- Не только фольклорные и классические традиции определяют своеобразие поэзии Колычева, но и особенности эпохи.
Как отразилось в творчестве Николая Владимировича наше невероятное, переломное время? Сравним два одноименных стихотворения разных поэтов. Один из них – Колычев, другой – близкий ему автор, жизнь которого на одном из ее отрезков была связана с нашим краем. Это Николай Михайлович Рубцов.

2) Доклад ученика.
 Тезисы доклада:
1. В основе стихотворения «Поезд» Рубцова и Колычева – найденный еще в начале века А.Блоком знаковый образ-символ поезда как движения жизни и как человеческого сообщества. По времени создания одноименные стихотворения разделены двумя десятилетиями, что и предопределило разное наполнение знакового образа.
2. У Рубцова  поезд символизирует весь мир, находящихся на грани катастрофы вследствие научно-технической революции. Однако поэт верит в разум человечества и заканчивает стихотворение на оптимистической ноте: «…какое может быть крушенье, если столько в поезде народу?»
3. У Колычева поезд символизирует Россию, сорвавшуюся с места, мчащуюся в неизвестность. Современная действительность сложнее и противоречивее эпохи, в которой жил Рубцов. Вот почему звучание колычевского «Поезда» резче и пронзительней тональности «Поезда» Рубцова.
4.Для воплощения идеи оба поэта мастерски используют звуковую организацию стиха: форсирующее звучание и имитирующие стук колес повторы, аллитерации (повторение звука «р» создает иллюзию грохота и скрежета поезда), ассонансы.

Однако наполнение одного и того же ассонанса у этих авторов различно. Если у Рубцова повторение звука «у» создает иллюзию гудка, то у Колычева этот ассонанс  вызывает ощущение тоскливой тревоги, что подчеркивает трагическое звучание «Поезда» нашего земляка.
                        
3)Обобщение доклада учителем.
- Анализируя стихотворение «Поезд», мы увидели, как остро ощущает Колычев неопределенность и трагические парадоксы эпохи. В такие переломные периоды судьба творческих личностей бывает особенно драматичной.
           
4. Элементы лингво-поэтического анализа стихотворения Н.Колычева «Покосился и перевернулся лесок…».

1) Вводный комментарий к стихотворению и чтение текста учителем.
- Стихи Колычева рассказывают о его судьбе гораздо больше, чем биографические справки. Сейчас вы услышите стихотворение, основе которого жизненный материал – авария, случившаяся с поэтом, когда он работал шофером. Но только ли о происшествии на трассе рассказывает это произведение?

***

Покосился и перевернулся лесок.
Мысли в детство метнулись
     И с телом простились.
И колёса, привыкшие к тверди дорог,
Как в соломинку, в серое небо вцепились.

Ожиданье паденья …
«Ну, парень, держись».
Я представил финал этих жутких событий.
Всё. Удар!...
Но я – жив.
     «Я люблю, тебя, жизнь!» -
Заорать бы…
Лишь хрип из груди:
                 «Помогите».

Стёкла выбиты. Ветер в лицо сыплет снег,
Леденеет кровавый плевок на морозе…
Я пополз по крутому откосу – наверх,
Как по вехам судьбы, от берёзы к берёзе.

У дороги лежал, обессилев совсем,
И дышать не давал мне ошейник удушья.
Пролетали машины, тянулось шоссе,
Как конвейер с коробками равнодушья.

О, какие проклятья кричал я со зла,
Фар слепых  безразличные взгляды встречая!
Никому не делаю услышать слова,
Что выкрикивал, мучимый пыткой отчаянья.

… Подобрали. Я плакал, как мальчик, навзрыд.
Значит всё-таки мир добротой не покинут.
Я живой, меня лечат.
А кто-то лежит
У дороги.
Заметят? Проедут? Поднимут?

2) Самостоятельная работа учащихся по лингво-поэтическому  анализу сравнений.
- Для того, чтобы понять подтекст этого стихотворения, выпишите из него все сравнения  в контексте фразы и решите, конкретное или обобщающее значение они имеют.
Анализируя сравнения, учащиеся приходят к выводу, что это стихотворение – развернутая метафора судьбы Николая Колычева.

3)  Обобщение работы по анализу текста.
– Лирическим героем этого стихотворения является сам автор. Что вы можете теперь сказать об  этом человеке?
- Это чистый и открытый человек («как мальчик»), к которому бывают несправедливы люди и жестока судьба («конвейер с коробками равнодушья»), но вопреки всему он любит жизнь и верит в добро.
           
5.Элементы структурного анализа стихотворения Н.Колычева «О, русская душа…»
1) Слово учителя.
- Так что же помогает человеку с такой открытой, ранимой душой не сломаться в это сложное время? И не только выстоять самому, но и в нас поддерживать веру в добро?
Обратимся к эпиграфу урока:

           В этом древнем, как мир, сочетанье
           Трав, деревьев, небес и воды
           Есть какая-то высшая тайна
           Невозможности всякой беды.

Эти строки написаны не только о природе, они – по  большому счету – о России. Образ Родины у Колычева складывается из преданий и верований, из страниц истории и картин русской природы, из размышлений о русском характере и русской душе.

Сейчас вы услышите стихотворение «О, русская душа…» Постарайтесь определить главную мысль этого произведения.
Учитель читает стихотворение на фоне исполнения записи инструментальной аранжировки русской народной песни «Лучина» («То не ветер ветку клонит…»).

***

О русская душа! Она – причина
Тому, что и за праздничным столом
Вдруг кто-то запоет с такой кручиной,
Что всё веселье вдруг идёт на слом.

И головы вдавив между плечами,
Играют желваками мужики,
И в никуда, преграды не встречая,
Плывут из лиц их мутные белки.

Душа, душа – источник непокоя!
Бей – не убьешь, но тронь – и заболит.
И кто-то заблестит слезой скупою,
А кто-то вдруг расплачется навзрыд.

Так осенью на траурные воды
С ветвей стекают листья горьких ив.
Народ есть отражение природы,
И потому – в печали молчалив.

Но глянь сквозь рощу – кисть рябины дальней
Покажется прикусом на губе,
И звук с болота – сдавленным рыданьем
О чьей-нибудь раздавленной судьбе.

Молитвой скорбной размыкает ветер
Холодные небесные уста.
И каждая гора в Голгофы метит,
Высматривая нового Христа.

Известен мне исход такой печали!
Когда в себя глядятся изнутри,
То в тягостном отчаянном молчанье
Рождается невыразимый крик…

Так над природой и над нами всеми
Начертано безжалостной судьбой,
Что всё: и скорбь, и радость, и веселье –
Исходит в сумасшествие и боль.

Россия! Ширь и глубь – неодолимы.
Я жив тобой, но я в тебе тону.
Никто в стране людей необъяснимых
Не может объяснить свою страну,

Где безысходность рвёт сердца на части,
Но сладко этой горечью дышать.
А может быть, по-русски – это счастье,
Когда болит и мается душа.


 2) Беседа с учениками по тексту стихотворения.
- В каких строках выражена главная мысль этого произведения?
            - А может быть, по-русски это – счастье,
            Когда болит и мается душа?

- В первом варианте этого стихотворения в конце этой фразы стояла точка. Затем поэт заменил ее вопросительным знаком. Можно ли считать вопрос риторическим?
- Трудно сказать об  этом с полной определенностью.
- Вы правы. Колычев не декларативен и не дидактичен. Он часто ставит вопросы, на которые нет однозначных ответов.
Но что помогает поэту выстоять в наше сложное время, что дает ему вдохновение?
- Наверное, обостренное чувство любви в России, чувство принадлежности к ее судьбе, ее культуре.
- И сама поэзия Николая Колычева – это художественное воплощение России, русской судьбы, русского характера. «Нет, тайну не изгнать с моей земли», - так пишет поэт о Родине, а мы с вами можем сказать, что тайну не изгнать из поэзии Колычева.
            
Но на один вопрос мы можем ответить с полной определенностью: прав ли Колычев, считая свою поэзию «замком в пустыне», и чем обусловлена такая горькая оценка?
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, обобщая полученные на уроке знания.

 IV. Поиск определения поэзии Н. Колычева.
1. Слово учителя.
- Конечно, творчество Колычева - это не «замок в пустыне». Попытаемся дать другое определение поэзии нашего земляка. И поможет нам в этом сам Николай Колычев.
2. Чтение учителем стихотворения «Свеча».

СВЕЧА

Зажгу свечу. Пришла ее пора.
Усните люстры! Истекай наружу
Души моей тягучий полумрак,
Покинь мою светлеющую душу.
Становится понятней жизни суть:
Жить стыдно, не жалея, и не мучась.
И потому свеча слезой горючей
Рождает воска тёплую слезу.
И тень космато бьется на стене
Глубинной вечной тайной, что болит в нас.
Свечи огнеязыкая молитва…
О, как она сейчас понятна мне!
В той малой капле вещего огня –
Тепло всех зорь, что над землёй всходили,
Пожаров пламя, угольки бессилья
И свет – светлиц, светилищ и светилен…
Зажгу свету. И смотрит на меня
Их сумрака веков Старик и Филин.

2.  Подведение итогов. (Поиск учащимися определения поэзии Н.Колычева).
Эта работа проходит на фоне звучания записи инструментальной аранжировки пенсии «Степь да степь кругом».

- Поэзия Николая Колычева – это тайна, разгадывать которую мы будем, наверное, всю жизнь. Сделаем первый шаг на этом пути: попытаемся обозначить суть поэзии Колычева. Вы можете обратиться к книгам нашего земляка и найти свое определение его творчества там: в названиях книг и стихотворений, в ярких образах и запоминающихся строчках..

В полумраке, на фоне звучания музыки учащиеся дают определения поэзии Колычева: «Звонарь», «Звонаря зрачок», «Свеча», «Вещий огонь»,  «Русская душа»…
Учитель с благодарностью принимает все ответы, даже самые неудачные. Главное, чтобы ученики пропустили творчество Колычева через свою душу и унесли с урока потрясение от встречи с настоящей поэзией.

Урок заканчивается. Под звучанием музыки любимой песни Н.Колычева ученики выходят из класса.




Методическая разработка урока была подготовлен в период между 1993-1996гг.

Данный урок рекомендуется для учащихся 11 класса (2 часа )